Posted 23 февраля 2010,, 21:00

Published 23 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:11

Updated 8 марта, 07:11

Страшный сон гастарбайтера

23 февраля 2010, 21:00
В Таджикистане набирает обороты кампания по сбору средств на строительство Рогунской ГЭС, которое стало самым амбициозным проектом в истории национальной энергетики. Президент Рахмон уверяет: эта станция «с высочайшей плотиной в мире» (335 метров) избавит республику от энергетической зависимости извне. Покупать акции Г

За последние 10 дней таджикским властям удалось продать акции Рогунской ГЭС на сумму свыше 26,47 млн. сомони (более 6,05 млн. долларов США). Местные СМИ полны сообщений об охватившем республику патриотическом подъеме, а ведущий (среди приближенных к высшей власти) эксперт-политолог Сухроб Шарипов сетует: таджики шесть лет ждали помощи от России, «но реальность оказалась жестокой». Однако в любом случае завершение только первой очереди Рогуна, то есть запуск двух из шести агрегатов к 2013 году, обойдется в 700 млн. долларов. Так что собранные 6 млн. – капля в море.

Где достать деньги – вот головная боль таджикских властей. РФ, на которую первоначально надеялся Эмомали Рахмон, действительно не торопится. Хотя восемь российских компаний уже заявили о желании участвовать в проекте. Тем более что там трудятся около 1 тыс. наших специалистов, в том числе ранее участвовавшие в сооружении другого важного объекта – Сангтудинской ГЭС-1. Кстати, именно с опытом работы на этом объекте наблюдатели связывают нежелание России торопиться на «рогунском направлении». Так, на днях независимый таджикский социолог Нурали Рогон обвинил заказчиков и часть подрядчиков Сангтудинской ГЭС-1 в коррупционных махинациях, вследствие чего стоимость ее строительства выросла почти в два раза. Напомним, что России сегодня принадлежит 75 % акций этой ГЭС.

Кроме того, возобновление строительства (после 25-летнего перерыва) Рогунской ГЭС вызвало тревогу у соседей. Узбекский премьер Шавкат Мирзиеев уже обменялся с таджикским коллегой Акилом Акиловым открытыми письмами по этому поводу. Узбеки, как и россияне, настаивают на детальной независимой экспертизе проекта, разработанного около 40 лет назад. О том же самом, кстати, на последней встрече с Рахмоном говорил и президент другой соседней страны – Казахстана. Но узбеков волнуют не столько финансовые и технические проблемы проекта, сколько опасность нарушения водного баланса в регионе. Как рассказал «НИ» директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев, «для узбекской стороны бассейн реки Вахш, на которой сооружается Рогунская ГЭС – источник для ирригации и снабжения питьевой водой районов собственного юга, но реализация амбициозного таджикского проекта может дестабилизировать ситуацию в этом регионе». В Казахстане недавно презентовали государственную экологическую программу, в которой говорится, что главная проблема всего региона – ограниченность водных ресурсов, высокая степень их загрязнения, а также неравномерность распределения запасов. Казахи готовы делиться опытом и призывают Душанбе хорошенько все просчитать.

"