Posted 23 февраля 2004,, 21:00

Published 23 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

В Брюсселе родилась новая Антанта

23 февраля 2004, 21:00
На совещании министров иностранных дел Европейского союза предложена резолюция, отвергающая требования России как «необоснованные». Речь идет о меморандуме МИД РФ, больше известном на Западе как «ультиматум из 14 пунктов». Он был написан в конце января и направлен в Еврокомиссию как условия, при выполнении которых Росс

До нынешнего дня со стороны Брюсселя не было официального ответа. Если, конечно, не считать доклада, сочиненного группой комиссаров под руководством Романо Проди. России тогда припомнили нарушение прав человека в Чечне, несовершенство избирательной системы, отказ от ратификации Киотского протокола, зажим свободы слова и другие отступления от европейских ценностей. Вывод – президент Путин ведет страну не по демократическому, а авторитарному пути. Доклад заметили в Кремле. Жесткий тон, в котором он был составлен, заставил насторожиться. Но Москва все-таки надеялась, что главы дипломатических ведомств будут деликатнее.

Однако этого не произошло. Министры, как и комиссары две недели назад, не посчитали нужным выбирать выражения. Они практически повторили то, что было сказано в докладе, только резче. Суть их заявлений сводится к следующему: расширение ЕС – это внутреннее дело отдельно взятой организации. Москва, конечно, может возражать. Но она не имеет права диктовать свою волю европейцам, желающим жить в единой семье. Проблемы экономического характера, которые появляются в отношениях России с ЕС, предлагается решить полюбовно, в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 1997 г. Главное желание России – исключить автоматическое распространение СПС на новобранцев с 1 мая – остается неудовлетворенным. В Брюсселе рассчитывают, что Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Кипр, Словения, Литва, Латвия и Эстония подпишут с Россией общий протокол, где будут зафиксированы новые границы ЕС. То есть никакого сепаратизма.

А между тем у России с этими странами остаются десятки договоров и соглашений, срок которых еще не истек. Они напрямую затрагивают наши экономические интересы. Грядущее изменение правил, введение единых тарифов и торговых ограничений обернутся для нас ущербом минимум в 300 млн. евро. Эту цифру подтверждают и западные эксперты. Но не все так плохо, говорят они. В Брюсселе подсчитали, что расширение ЕС через некоторое время обернется для России не убытками, а благом. Зона торговли якобы увеличится, а значит, вырастет и товарооборот. Что касается политических требований и претензий гуманитарного порядка, то и здесь возможен компромисс.

Намерение России принимать более активное участие в выработке решений похвально. В Брюсселе ничего не имеют против. Но взамен требуют нормализовать ситуацию в Чечне, больше уделять внимания правам человека, оказать помощь в проведении свободных выборов на Украине и в Белоруссии, а также принять у себя высланных из ЕС нелегалов. Это, можно сказать, основные условия. Есть еще и «второстепенные», но не менее обременительные для Москвы. Упоминаются тот же Киотский протокол, либерализация газового сектора, выравнивание внутренних цен на энергоносители… Стремление России в ВТО может получить поддержку со стороны Евросоюза лишь в том случае, если будет выполнен весь пакет требований. Отступления не допускаются. Готовность Москвы учесть высказанные замечания станет залогом к позитивному рассмотрению и других позиций. В частности, безвизового сообщения, свободного транзита грузов через Литву в Калининградскую область, положения русскоязычного населения в Прибалтике.

В противном случае нас могут ждать санкции. Это слово впервые встретилось в документах, касающихся отношений России и ЕС и принятых на столь высоком уровне. До сих пор их отличала политкорректность. Это позволяло сохранять видимость согласия по самым различным аспектам. Брюссель видел, что Москва не может существенным образом повлиять на объективные процессы, происходящие внутри блока, но в открытую перепалку не лез. Первыми нервы не выдержали у Москвы. Это она перешла на язык ультиматумов, когда выставила свои пункты в качестве предварительных условий. Рассчитывать на то, что дело уладится и все как-то само собой рассосется, не приходится.

В расписании Владимира Путина на ближайшее будущее нет личных встреч ни с одним из европейских лидеров. Последний представитель ЕС, с кем он говорил с глазу на глаз, был Йошка Фишер. Министр иностранных дел Германии предупреждал, что в ЕС назревает недовольство поведением России, и советовал не беспокоить канцлера просьбами о сочувствии и поддержке. Надо понимать, эта просьба касается и других лидеров Европы. Во всяком случае, до президентских выборов. А там жди очередных нотаций по поводу организации и проведения голосования. Как раз накануне саммита Россия – ЕС.

"