Posted 22 ноября 2010,, 21:00

Published 22 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

«Возмездие не было нашей самоцелью»

22 ноября 2010, 21:00
Минувшее воскресенье в Нюрнберге выдалось пасмурным, не располагающим к прогулкам. И люди, спешащие к входным воротам местного земельного суда, были либо гостями знаменательного события, либо журналистами, его освещающими, – в этот день здесь открывался Музей Нюрнбергского процесса, где впервые представлены все существ

На создание музея было потрачено 4,2 млн. евро, половину этих средств предоставило земельное правительство Баварии, половину – кабинет министров ФРГ. В настоящее время здание суда, в котором проходил исторический процесс над нацистскими преступниками, используется по прямому назначению, экспозиция музея расположена на верхнем этаже здания. Ее площадь – 750 квадратных метров.

На торжества по случаю открытия музея прибыло много высокопоставленных гостей. Например, генпрокурор Соединенного Королевства Доминик Грив, чей отец в свое время был британским обвинителем на процессе. Госдепартамент США делегировал в Нюрнберг посла по особым поручениям по вопросам военных преступлений Стивена Раппа, делегацию из Парижа возглавил экс-министр иностранных дел Франции, 88-летний ветеран Сопротивления Ролан Дюма. Германию представляли глава МИДа Гидо Вестервелле, обер-бургомистр Нюрнберга Ульрих Мали, министр юстиции Баварии Беата Мерк, министр культуры Берндт Нёйман. Российскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Сергей Лавров. Он преподнес в дар музею свыше 40 копий из российских архивов и архива МИДа. «Ряд этих документов носят уникальный характер»,– сказал Сергей Лавров. Среди переданных копий документов значится, в частности, запись беседы Иосифа Сталина с британским послом о «деле Гесса» и о различиях во взглядах западных держав и СССР на организацию судебных процессов в отношении нацистских преступников.

Корреспонденту «НИ» удалось задать несколько вопросов свидетелю и участнику Нюрнбергского процесса девяностолетнему Бенджамину Ференцу. Он был обвинителем от американской стороны на судебных заседаниях по преступлениям нацистских «зондеркоманд», руководил послевоенными программами реституции для жертв преследований и вот через 65 лет снова посетил это памятное место. Г-н Ференц рассказал «НИ», что больше всего во время Нюрнбергского процесса его поразило отсутствие у подсудимых и намека на раскаяние, на пусть запоздалое, но сострадание к миллионам убитых и замученных по их приказу людей. «Но, знаете, несмотря на это, возмездие не было нашей самоцелью, мы, подводя черту под тем ужасом, что пережил мир по их вине, мечтали о том, чтобы создать новый, гуманный уклад жизни человечества. Мне уже очень много лет, и мне не хватит жизни, чтобы увидеть этот храм правосудия, но молодые люди должны стараться создавать более человечный мир», – рассказал ветеран американской юриспруденции.

Американский посол по особым поручениям Стивен Рапп в свою очередь в разговоре с корреспондентом «НИ» заметил, что сближение НАТО и России внушает оптимизм относительно будущей безопасности в мире. «Массовые зверства, к сожалению, еще случаются на планете. Поэтому так важно консолидировать усилия в борьбе за мир и человечность, против жестокости, главным носителем которой на сегодняшний день является терроризм», – сказал он. И продолжил: «Антигитлеровская коалиция и участие стран-победительниц в военном трибунале над нацистскими преступниками сделали очевидной продуктивность усилий по объединению доброй воли народов в борьбе с самыми страшными противниками». В открывшемся музее выставлены для обозрения те самые скамьи, на которых сидели нацистские преступники во время судебных заседаний. «Не садиться! Ведется видеонаблюдение!»– предупреждает надпись на табличке. Мне показалось, что есть в этой надписи и некий символический смысл: хочется верить, что новых потенциальных претендентов быть усаженными на подобную скамью у человечества в ближайшее столетие не появится. Ведь «ведется наблюдение» –человечество вроде бы становится бдительнее.

"