Posted 22 августа 2006,, 20:00

Published 22 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Если завтра война?

Если завтра война?

22 августа 2006, 20:00
Вчера вечером главный иранский «переговорщик», секретарь Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани встретился с представителями ЕС, США, России и Китая для того, чтобы передать им официальный ответ Тегерана на предложение этих стран о замораживании процесса обогащения урана. Содержание послания пока держит

Первые признаки того, что предложение международных посредников будет отвергнуто, появились в минувшие выходные. Заместитель председателя иранского агентства по атомной энергии Мохаммед Саиди прямо заявил, что его страна не откажется от программы по обогащению урана. «Учитывая успехи иранских ученых, приостановка обогащения урана более не является возможной», – сказал он. Сразу же после этого заявления все тот же Али Лариджани, занимавшийся переговорами по ядерной проблеме, рассказал об этом по телефону верховному комиссару ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане.

Таким образом, стало очевидно, что Тегеран не намерен выполнять основное требование международного сообщества, содержащееся в предложении стран «шестерки» (Германии и пяти постоянных членов Совбеза ООН). Вместе с тем чиновник напомнил, что официальный ответ будет дан только 22 августа. Однако уже в понедельник иранские власти продемонстрировали свою готовность к конфронтации – они отказались пустить наблюдателей ООН на несколько ядерных объектов.

После заявления Лариджани высокопоставленные дипломаты США, Франции, Германии и Великобритании провели телефонную конференцию, во время которой договорились выдвинуть требование о введении санкций против Ирана. Причем США намерены добиваться введения экономических ограничений для непокорной страны.

Впрочем, еще до Лариджани и Саиди молчание нарушил президент Исламской республики. В конце прошлой недели Ахмадинежад заявил, что его страна не согласится с резолюцией Совета Безопасности ООН, которая предполагает введение экономических и политических санкций. По словам президента Ирана, его страна готова к переговорам, но только «честным, во время которых не будут ущемляться права ее граждан». При этом он уточнил, что Иран владеет всем циклом переработки атомного топлива и в ближайшее время запустит ядерный реактор на тяжелой воде в городе Арак. Эксперты отмечают, что отработанное ядерное топливо из реактора такого рода является источником плутония, который можно использовать для производства ядерного оружия.

Следует напомнить, что на встрече в Вене первого июля международные посредники одобрили пакет предложений, предусматривающих предоставление Ирану ряда преференций в обмен на отказ от обогащения урана. Так, Тегеран мог бы рассчитывать на поставку реакторов на легкой воде, помощь в развитии авиации и автомобильного транспорта. Однако, по всей видимости, «свой» обогащенный уран Ирану дороже «чужих поощрительных мер». И даже возможные финансовые санкции, скорее всего, не заставят иранские власти принять требования «шестерки».

"