Posted 22 июля 2007,, 20:00

Published 22 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Ташкент – город трудный

22 июля 2007, 20:00
Узбекистан взялся за исправление собственного имиджа в глазах мировой общественности. Уже известно, что со следующего года смертную казнь в республике заменят на пожизненное заключение. Пока в Центральной Азии закон подобного рода приняла только Киргизия. Впрочем, и пожизненное заключение в Узбекистане применять будут

В Узбекистане вроде бы появились и другие признаки ослабления жесткого режима власти. Например, получили условные сроки и были отпущены по домам семь из восьми женщин, которым еще совсем недавно грозило многолетнее заключение по обвинению в причастности к распространению материалов экстремистской исламистской организации «Хизб ут-Тахрир». Впрочем, как рассказала «НИ» член НПО «Правозащитный альянс Узбекистана» Елена Урлаева, материалы, которые вменялись им в вину, можно купить в каждом киоске для верующих. Это в основном описание мусульманских обрядов. Тем не менее, отметим в том же ряду и условное наказание, вынесенное в мае ташкентским судом известной журналистке и правозащитнице Умиде Ниязовой. Ей также грозил многолетний срок за незаконное пересечение границы и «распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку» (она занималась сбором информации об андижанском расстреле в мае 2005 года).

Отмена смертной казни, либерализация системы уголовного наказания, право выдачи санкции на арест только по суду – все эти меры обсуждались недавно в Ташкенте на «круглом столе», посвященном приведению национального законодательства в соответствие с законом об уполномоченном (омбудсмене) по правам человека при олий маджлисе (парламенте) Узбекистана. Обсуждение прошло в весьма представительном составе. В работе «круглого стола» помимо узбекского Национального центра по правам человека приняли участие омбудсмены из России, Азербайджана, Испании, Польши, Европейского института омбудсмена, ОБСЕ. Иностранные гости не скупились на похвалы. Так первый зам. омбудсмена Испании Мария Луиз Кава Де Ллано Карио заявила официальному узбекскому информагентству, что «эволюционный путь развития гражданского общества, избранный руководством Узбекистана, является для республики наиболее приемлемым».

Однако узбекские правозащитники не столь оптимистичны в оценках ситуации с правами человека в своей стране. По мнению Елены Урлаевой, «произвол должностных лиц в Узбекистане все еще весьма велик и права человека в стране нарушаются систематически». В качестве примера она привела недавний случай, когда замначальника Пахтакорского (Джизакская область) отдела милиции, некий Акмаль, нанес правозащитнице Нилуфар Соттиевой, матери троих маленьких детей, два удара ножом – в ответ на требование оградить ее от посягательств местного хулигана. Нилуфар выжила лишь благодаря тому, что прохожие вызвали скорую помощь.

Случай дикий, но, по словам местных наблюдателей, отнюдь не из ряда вон выходящий. Произвол сотрудников милиции в Узбекистане, по их словам, особенно в отношении женщин – явление рядовое.

"