Posted 22 апреля 2009,, 20:00

Published 22 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Без излишеств

Без излишеств

22 апреля 2009, 20:00
Горы пустых контейнеров – вот что бросается в глаза, когда приезжаешь в Роттердам, один из крупнейших мировых портов. Хотя год назад все было иначе – работы здесь было, как говорится, непочатый край. Громкие звонки мирового кризиса раздались в Нидерландах раньше, чем в других странах Евросоюза, и правительству пришлось

Из стеклянного кафе «Евромачта» (Euromast – железобетонная башня, наподобие Останкинской) роттердамский порт виден, как на ладони. Причалы, доки, портовые бассейны, склады, промзоны тянутся вдоль проток дельты Рейна и Мааса до моря километров на сорок. Роттердам – главные морские ворота Старого континента. Без него трудно представить себе работу предприятий Рура – промышленного сердца Германии. В нем сосредоточена немалая часть индустрии самих Нидерландов (70 тыс. человек заняты в порту и его промышленных зонах). В очереди за грузом стоят автопоезда с австрийскими, польскими, эстонскими номерами.

Каждый год с «Евромачты» можно разглядеть что-то новое. Прошлой осенью началось строительство площадки «Маасфлакте-2». У моря отнимут несколько гектаров, и Роттердам сможет принимать самые большие в мире контейнеровозы. Но это случится еще нескоро. Как признал на встрече с журналистами президент – генеральный директор компании «Роттердамский порт» Ханс Смитс, из-за мирового финансово-экономического кризиса итоги второго полугодия прошлого года были неважными, и многие проекты придется отложить.

Тем не менее, выезжая из Роттердама, понимаешь, что сегодня на фоне соседних стран Нидерланды смотрятся довольно неплохо. Нет, например, массовых выступлений тех, кто потерял работу или кому это реально грозит. По данным Евростата, уровень безработицы здесь самый низкий в Евросоюзе – 4,1%. Особенно это впечатляет, если сравнивать, скажем, с Испанией (16,1%). Незанятость среди молодежи – бич Старого континента – составляет тоже примерно 5%, против 20 во Франции и 17 в среднем по ЕС.

Дело в том, что правительство Нидерландов успело вовремя сориентироваться. Едва в сентябре прошлого года обрушился крупнейший американский инвестиционный банк Lemon Brothers, вызвав тем самым цепную реакцию на мировых финансовых рынках, голландский кабинет министров объявил о государственных гарантиях на кредиты в 200 млрд. евро. По словам премьера Яна Питера Балкененде, это было нужно сделать, чтобы поддержать доверие к финансовой системе и стимулировать денежное обращение.

Нидерландам пришлось спасать системообразующий банк Fortis, который за один день 25 сентября прошлого года потерял 20% своей котировки на Амстердамской бирже. Правительство национализировало отечественные активы банка, точно так же с его бельгийским отделением поступили в Брюсселе. После этого резко возросла популярность вице-премьера и министра финансов Нидерландов социалиста Ваутера Боса. Правда, дотошные экономисты советуют критически читать статистику.

Один из ведущих исследователей кафедры микроэкономики Брюссельского свободного университета Николя Готель рассказал «НИ», что особенность голландской либеральной модели – существование огромной массы различных бюро найма. Они позволяют энергичным людям работать сразу в нескольких местах вплоть до 16 часов в день. Теряя часть ставок, такой «многостаночник» не попадает в статистику безработных, хотя становится беднее.

По подсчетам профессора экономики Гронингского университета Виллема Велтхойзена, каждый взрослый голландец потерял с начала кризиса 26 тыс. евро. Причем представители старшего поколения, уходящие в это нелегкое время на пенсию, понесли еще больший ущерб. Подсчеты основаны на сравнении стоимости недвижимости, активов пенсионного фонда и акций по состоянию на 1 января прошлого года к 1 марта нынешнего: разница получается в 325 млрд. евро.

На фоне исходной величины в два с лишним триллиона это не так уж и много. Средний британец, например, если считать по той же методике, потерял 50 тыс. евро. В Нидерландах меньшие потери объясняются национальными особенностями. Голландцы даже в Европе слывут экономными. Их модель потребления отвергает излишества и роскошь. «В отличие от развивающихся стран и «растущих экономик», в Голландии реакция на изменение покупательной способности проявляется слабо, люди становятся чуть осторожнее в покупках дороже 300 евро, а это только 3% обычных затрат», – отмечает профессор Велтхойзен. Кстати, в большом роттердамском магазине «Кваттро», который торгует кухнями и ванными, как успел заметить корреспондент «НИ», торговые площади сокращены примерно вдвое.

"