Posted 22 марта 2006,, 21:00

Published 22 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Де Вильпен пошел ва-банк

22 марта 2006, 21:00
Во Франции продолжаются массовые выступления студентов против введения нового типа трудового договора, получившего название «контракт первого найма». Однако события разворачиваются так, что на карте уже не просто поправка к трудовому кодексу, а судьба следующих президентских выборов. Президент Жак Ширак заканчивает сво

Один из претендентов на президентское кресло – премьер-министр Доминик де Вильпен. Реформа трудового кодекса должна была стать его визитной карточкой. Первый шаг был сделан в середине прошлого года с введением контракта о новых трудоустройствах, который также продлевал до двух лет испытательный срок для молодых работников, но только для малых предприятий (до 20 сотрудников). Особого противодействия это не вызвало, так как в таких структурах велико число работающих по временным трудовым договорам, и их положение фактически не изменилось. А вот планы распространения этой практики на крупные предприятия вызвало самое активное сопротивление общества.

Премьер прекрасно это понимает, поэтому использовал все возможные аппаратные уловки для того, чтобы как можно быстрее и незаметнее провести реформу. Он, например, постарался, чтобы первое ее рассмотрение в Национальной ассамблее (нижняя палата парламента) совпало с началом школьных и студенческих каникул. И оппозиция не смогла вовремя отреагировать – ей просто некого было выводить на улицы. Важную роль сыграло и то, что после провала на последних президентских, парламентских и муниципальных выборах левые партии находились в состоянии растерянности и были не способны серьезно влиять на политическую жизнь страны. На левом фланге действует около десятка партий и движений, и каждое пыталось перетянуть одеяло на себя.

Однако, и это теперь уже ясно всем, первая победа оказалась для де Вильпена пирровой. По мере расширения акций протеста его положение становится все более шатким. В результате он сам загнал себя в тупик и вынужден до последнего отстаивать непопулярную реформу. В случае, если новый контракт все-таки начнет действовать, де Вильпен окажется на коне. С одной стороны, он приобретет имидж сильного и уверенного в себе политика, с другой – побьет оппозицию на ее собственном поле (защита прав трудящихся и борьба с безработицей – традиционная прерогатива левых). Причем совершенно не важно, поможет ли увеличение испытательного срока с 6 месяцев до 2 лет в борьбе с безработицей молодежи. Особенность демографической ситуации в стране такова, что в ближайшее время на рынок труда будет выходить почти в два раза меньше молодежи, чем в последние годы. То есть ситуация в любом случае улучшится по объективным причинам. Если же придется отказаться от введения нового контракта, то премьер лишит себя практически всех шансов на участие в гонке за президентское кресло. В глазах избирателей он будет ассоциироваться только с «кризисом окраин» осени 2005 года и провальной реформой трудового кодекса в 2006-м.

Между тем левая оппозиция уже может говорить о победе. Она преодолела комплекс поражений и смогла впервые за несколько последних лет выступить единым и достаточно мощным фронтом. Если первоначально лидеры оппозиции честно признавали, что к мощной акции они могут только стремиться, то теперь они не только планируют многотысячные митинги по всей Франции, но и реализуют свои планы.

Но в этой ситуации однозначно выиграл и министр внутренних дел Николя Саркози. Он – главный конкурент де Вильпена на предстоящих президентских выборах. Саркози пользуется популярностью как среди политиков правого крыла, так и среди рядовых партийцев и населения. Де Вильпен же своим взлетом обязан исключительно поддержке Жака Ширака. Благодаря своей осторожной политике министру внутренних дел удается оставаться над схваткой и только за счет этого получать политические дивиденды.


Мятежное утро в Париже

"