Posted 22 января 2014,, 20:00

Published 22 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Жертвы войны

Жертвы войны

22 января 2014, 20:00
Произошло то, чего очень многие на Украине опасались: «боевые действия» на улицах столицы привели к первым жертвам. Власть обвиняет оппозицию, оппозиция – власть, а киевляне с ужасом ждут, чем же закончатся события в центре города, все меньше напоминающие беспорядки.

Весь вчерашний день в центре Киева продолжались ожесточенные столкновения. Они идут не только на улице Грушевского, но и на Лютеранской, вблизи администрации президента, где лидер фракции УДАР Виталий Кличко, глава фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк и руководитель партии «Свобода» Олег Тягнибок весь день вели переговоры с президентом Виктором Януковичем. Но кажется, что никто из атакующих милицейские оцепления на все эти переговоры не обращает никакого внимания. Они ведут какую-то свою, странную войну, без ясной цели и особого смысла.

Запах гари пропитал, кажется, весь центр Киева. На улице Грушевского горят покрышки, стоят сожженные и так и не убранные милицейские автобусы, тлеет форма «беркутовцев», подожженная бутылками с зажигательной смесью (значительная часть госпитализированных милиционеров получили ожоги). Утром милиция после двух дней обороны перешла в наступление. На улице Грушевского впервые появилась бронетехника: несколько БТР. По атакующим милицейскую цепь ударил водомет. В начавшейся схватке, видимо, и произошло то, чего все так боялись: появились первые погибшие.

По состоянию на 17.30 по московскому времени подтверждена гибель двоих участников массовых волнений в центре Киева: белоруса Михаила Жизневского (он проживал в Белой Церкви Киевской области) и Сергея Нигояна, жителя Днепропетровской области. Сведениями о гибели еще троих «майдановцев» прокуратура и киевские медики не располагают. МВД Украины, в свою очередь, не подтверждает информацию о гибели молодого человека, упавшего с колонны стадиона «Динамо». Предположительно, Нигоян получил четыре пулевых ранения в шею, одно – в голову. Неизвестно, какие именно пули были использованы: это выяснят только после вскрытия. И уж тем более не ясно, кто стрелял: оружие могло быть применено как с той, так и с другой стороны.

Официального приказа стрелять милиции отдано не было. Зато Кабинет министров Украины спешно принял распоряжения №13 и № 14. Отныне украинским правоохранителям можно использовать также аэрозольные гранаты «Дрейф-2», светозвуковые «Пламя-М», «Факел-С» и «Заря-2», а также ручные дымовые гранаты «Сирень-3». Помимо этого, в распоряжении № 13 определен порядок применения водометов «для пресечения массовых беспорядков». По крайней мере, водометы уже применялись – но неофициально. Может быть, так же «неофициально» применили и огнестрельное оружие?

Фото: EPA

Как сообщил Общественному телевидению Украины врач, который первым осмотрел погибшего активиста, Сергей Нигоян попал к медикам уже в бессознательном состоянии. Врачи осмотрели его раны, начали делать реанимацию, но это не помогло. Ранее, в декабре, с Сергеем телевизионщики записали видео на фоне баррикад, где он читает стихи Тараса Шевченко. Нигоян был одним из охранников «Евромайдана». Он родился и жил в селе Березнеговатка Днепропетровской области. На «Евромайдан» приехал еще 8 декабря. В проекте «Есть люди» он рассказывал, что с самого начала протестов на Украине искал, где в Днепропетровске собираются люди, чтобы поддержать киевский «Евромайдан». Искал и не нашел. Решил ехать в Киев. Родителям позвонил уже с Майдана. Когда отец узнал, где сын, он, по словам парня, очень разволновался, просил быть осторожным.

Между тем вчера мэр Львова Андрей Садовый заявил о появившейся информации о том, что «травмированные в столкновениях с милицией в Киеве не всегда чувствуют себя в безопасности в столичных медицинских учреждениях. Поэтому львовские медики выступили с инициативой принимать на лечение в наших больницах всех раненых, независимо от места проживания». Вчера заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Виктор Корж заявил, что призывы не пользоваться услугами киевских больниц оскорбительны для медицинского сообщества столицы. По его словам, медицинская помощь пострадавшим во время массовых акций в центре Киева оказывается круглосуточно и в полном объеме. Всего, по словам заместителя главы КГГА, с 16.00 19 января на утро 21 января киевские врачи оказали помощь 122 участникам акций протеста, в настоящее время 50 пациентов находятся в стационарах больниц.

Однако, по крайней мере, у участников «Евромайдана» и журналистов, находящихся там, полного доверия столичным медикам действительно нет. К примеру, раненый 20 января в столкновениях на улице Грушевского корреспондент медиа-корпорации ВВС-Украина Роман Малко согласился пойти в больницу лишь в сопровождении главного редактора издания и еще нескольких коллег. Ведь, по информации СМИ, людей из Александровской больницы забирает милиция и в ускоренном темпе возбуждает против них уголовные дела.

21 января в Киеве неизвестные похитили общественного активиста Игоря Луценко. Как написала на своей странице в Facebook активистка Мария Лебедева, Луценко на своей машине привез в 4 часа утра в Александровскую больницу пострадавшего Юрия Вербицкого. По данным активистки, Луценко похитили вместе с пострадавшим. Находящаяся далеко за океаном Мирослава Гонгадзе, вдова убитого киевскими милиционерами-оборотнями оппозиционного журналистами Георгия Гонгадзе, тут же «подняла на ноги» журналистское сообщество. Вечером того же дня Луценко наконец вышел на связь. Как оказалось, его удерживали в плену и били. После чего вывезли в лес за город и бросили. Сейчас он с травмами находится в киевской частной клинике «Борис». Игорь предполагает, что его похитители – действующие сотрудники милиции. Что произошло с Юрием Вербицким (у которого травмирован глаз), пока не известно. «Похоже, Янукович стоит на распутье: одна дорога на тот свет, другая – в Гаагу. Третий путь он уже себе перекрыл», – эмоционально написала в Facebook Мирослава Гонгадзе.

Со стороны поддерживающих президента также немало «горячих голов». Генпрокуратура сообщила о том, что в доме Профсоюзов (штабе оппозиции, где базируется, в том числе, и объединение «Правый сектор», к которому относятся многие участники столкновений на Грушевского) находятся «похищенные люди». «Что бы теперь ни заявляла оппозиция, происходящее на Европейской площади – на ее совести, – сказал член Партии регионов Евгений Балицкий. – И именно оппозиция, ее лидеры должны нести ответственность за все последствия массовых беспорядков. Это понимают все граждане, которые хотят мира и спокойствия в стране, осуждают сторонников экстремизма и их лидеров». А парламент Крыма выразил готовность «сопротивляться насильственной майданизации» в случае, если власть сменится насильственным путем. «Опираясь на волю избравших нас крымчан, заявляем, что мы не отдадим Крым экстремистам и неонацистам, стремящимся ценой раскола страны и крови ее граждан захватить власть в Украине», – говорится в заявлении, размещенном на сайте парламента.

Вечером обстановка в Киеве накалилась до предела. Появилась информация о том, что сотрудникам офисов, расположенных на Крещатике, предложено к 16 часам (к 18 по московскому времени) покинуть рабочие места. Оппозиция связывает это с возможным «генеральным штурмом» Майдана и призвала киевлян подтягиваться в центр города, но без женщин и детей. Поступала противоречивая информация об эвакуации работников Верховной рады и министерств. В середине дня были сообщения о том, что такая эвакуация началась. Однако позднее кабинет министров опроверг эту информацию.

"