Posted 22 декабря 2017,, 09:00

Published 22 декабря 2017,, 09:00

Modified 7 марта, 17:12

Updated 7 марта, 17:12

Казахстан – Кыргызстан: трудные уроки интеграции

Казахстан – Кыргызстан: трудные уроки интеграции

22 декабря 2017, 09:00
16-17 декабря Казахстан отмечал свой главный государственный праздник – День независимости.Поздравительная телеграмма от недавно вступившего в должность президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова удостоилась особого внимания средств массовой информации как в самом Казахстане, так и за его пределами.

«Выражаю уверенность, - написал Жээнбеков в послании Нурсултану Назарбаеву, - что кыргызско-казахстанские отношения в духе союзничества и стратегического партнерства и в дальнейшем будут крепнуть и развиваться в интересах народов наших стран. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и успехов в вашей государственной деятельности, а братскому народу Казахстана - мира и процветания».

Эксперты по проблемам Центрально-Азиатского региона расценили чрезвычайно теплый, дружелюбный и личный тон этого послания как свидетельство того, что конфликт, омрачавший отношения Казахстана и Кыргызстана в последние два месяца, исчерпан.

Обострение отношений началось 19 сентября этого года. Тогдашний киргизский президент Алмазбек Атамбаев, находясь в США на сессии ООН, получил сообщение, что Н.Назарбаев принял в Астане оппозиционного кандидата в президенты Кыргызстана Омурбека Бабанова. Реакция Атамбаева на это в общем-то ординарное событие оказалась не вполне предсказуемой и чрезвычайно эмоциональной. Атамбаев обвинил казахстанского президента в попытке вмешаться в выборы и навязать Кыргызстану «своего» руководителя.

Киргизский президент и раньше допускал в адрес руководства Казахстана недипломатические высказывания, которые там старались «не замечать». Но его выступление 7 октября в Бишкеке на церемонии вручения госнаград вышло далеко за рамки приличий. В нем Атамбаев допустил прямые выпады в адрес Казахстана и лично Назарбаева. Припомнил Атамбаев и тот факт, что в Казахстане нашел убежище его свергнутый предшественник Курманбек Бакиев, «забыв» при этом, что таково было желание самих новых руководителей Кыргызстана.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что такой демонстративно конфликтный по отношению к Казахстану демарш Атамбаева преследовал внутриполитические цели: «уронить» растущий предвыборный рейтинг Бабанова, создав ему имидж «казахстанского ставленника», и обеспечить победу в первом туре кандидата от власти. Если это так, розыгрыш «казахстанской карты» принес свои плоды. На выборах 15 декабря победу одержал Жээнбеков, набрав 55% голосов против 34% у Бабанова. Но платой за это стало серьезное осложнение отношений с северным соседом и партнером по ЕАЭС.

Надо отметить, что Нурсултан Назарбаев, которого слова киргизского коллеги не могли не задеть, в публичную перепалку вступать не стал. 15 октября он поздравил Сооронбая Жээнбекова с победой на президентских выборах. «Я верю, что основанные на взаимовыгодном сотрудничестве отношения между Казахстаном и Кыргызстаном будут развиваться и дальше во благо наших стран», - было сказано в поздравительной телеграмме. В этих словах содержался явный намек на возможность восстановления нормальных отношений с новой администрацией Кыргызстана.

Это и случилось в дальнейшем. Так бы и остался этот неприятный инцидент историей, если бы он не всколыхнул более глубокие противоречия, связанные с интеграционными процессами в рамках ЕАЭС и Таможенного союза.

Евразийская экономическая интеграция – любимое детище Нурсултана Назарбаева. Именно он, когда стало понятно, что СНГ в силу глубоких внутренних противоречий не сможет способствовать восстановлению разорванных экономических связей на постсоветском пространстве, выступил инициатором создания ЕврАзЭС и Таможенного союза. Сущность экономической интеграции состоит в создании единого пространства, на котором существует свобода передвижения товаров, капитала, рабочей силы. Краеугольным камнем ее является Таможенный союз, предусматривающий вынос таможенного контроля на внешние границы общего экономического пространства.

Наиболее успешно к созданию общего рынка продвигались Казахстан, Россия и Белоруссия. С 1 июля 2011 года таможенный контроль был вынесен на внешние границы этих государств. Они же стали инициаторами преобразования ЕврАзЭС в Евразийский экономический Союз. Договор о его создании вступил в силу 1 января 2015 года. В течение 2015 года к этой организации присоединились Армения и Кыргызстан. Так в кратком виде можно изложить итоги евразийской экономической интеграции.

Однако вскоре после образования ЕАЭС выявились и проблемные точки. Казахстан был не вполне доволен поспешным присоединением к этой организации Армении и Кыргызстана. И к этому были основания. Расширение единого таможенного пространства пробивало в нем брешь, делало уязвимыми новые таможенные границы для «серого» импорта дешевых товаров из третьих стран.

Первым из постсоветских стран вступив в ВТО, Кыргызстан открыл свой рынок для китайского импорта. Через эту страну дешевые китайские товары стали поступать в Казахстан и далее в Россию, подрывая позиции их собственных производителей. В Кыргызстане, стране, где собственное производство непродовольственных товаров практически отсутствует, «серый» импорт стал одним из краеугольных камней экономики и источником благосостояния элит. Киргизский политолог Марс Сариев признает: «Мы очень хорошо сидели на «сером» импорте. По китайским данным, к нам в страну входило продукции на 10 миллиардов долларов. По нашим данным, на 1,5 миллиарда долларов. А разница – это и был «серый» импорт. И мы хорошо жили на этом импорте…».

Присоединяясь к ЕАЭС, Кыргызстан преследовал в первую очередь политические цели. Однако это присоединение ударило по экономике Казахстана. Слабый таможенный контроль и заниженная таможенная стоимость на китайско-киргизской границе привела к перетеканию туда большого объема китайского экспорта, предназначенного для стран ЕАЭС. Как отметил министр финансов Казахстана Бахыт Султанов в интервью интернет-порталу Ktk, «китайские предприниматели при перевозе своих товаров через Кыргызстан могут прописать в накладных любую цифру: она может быть и в сотни раз ниже реальной рыночной цены. Кыргызские таможенники тщательно фуры не проверяют и берут деньги согласно предоставленным документам». Далее эти фуры едут в Казахстан. А поскольку таможенный контроль на границе с ним отсутствует, товары поступают в общее экономическое пространство по заниженным ценам.

Вступая в ЕАЭС, Кыргызстан взял на себя обязательство южную границу прикрыть. И заинтересованные страны были готовы помочь ему в этом. В декабре 2016 года Казахстане и Кыргызстан подписали в Санкт-Петербурге соглашение о предоставлении киргизской стороне целевого гранта в размере 100 миллионов долларов на обустройство границы. Эти деньги выделялись на закупку оборудования и снаряжения для таможенных постов, обустройства ветеринарных лабораторий.

Однако выполнять свои обязательства киргизская сторона не торопилась, и поток «серых» товаров, идущих на киргизско-казахстанскую границу, не иссякал.

10 октября 2017 года, вскоре после эмоциональных высказываний Алмазбека Алтымбаева в адрес Казахстана, Астана ужесточила контроль на общей границе. Фуры с ненадлежаще оформленными таможенными документами перестали пропускать в Казахстан, усилили досмотр легкового транспорта и фитосанитарный контроль ввозимых овощей и фруктов, которые составляют основу киргизского экспорта в Казахстан. На границе скопились сотни машин. Казахстанские власти потребовали от Бишкека навести, наконец, порядок с грузоперевозками через границу с учетом норм и правил ЕАЭС и ВТО.

18 октября в Астану для урегулирования ситуации прибыла киргизская делегация во главе с премьер-министром Сапаром Исаковым. Стороны договорились о приоритетном пропуске через границу физических лиц и о совместной разработке «дорожной карты» мер, направленных на урегулирование ситуации на границе. «Я как Премьер-Министр Кыргызстана настроен на конструктивную работу», - заявил Исаков.

Но тут в ситуацию вновь вмешался Атамбаев, еще не передавший свои президентские полномочия. Он заявил, что Кыргызстан не нуждается в обещанном Казахстаном 100-миллионном гранте. 25 октября в спешном порядке Парламент Кыргызстана денонсировал соглашение об этом с Казахстаном. Все это не могло не вызвать у казахской стороны сомнений, собирается ли вообще Кыргызстан выполнять свои обязательства в рамках ЕАЭС. В тот же день премьеры двух стран встретились на заседании межправительственного совета ЕАЭС в Ереване, но прогресса не достигли. «Дорожная карта» подписана не была.

Граница оставалась закрытой до конца ноября. Прорыв произошел после вступления в должность нового президента Кыргызстана. 30 ноября Назарбаев и Жээнбеков встретились на саммите ОДКБ в Минске. По итогам переговоров обеими сторонами было отмечено сближение позиций и готовность двигаться дальше. "Есть "дорожная карта", — подчеркнул глава Кыргызстана, - правительства двух стран работают, в течение декабря завершим работу в этом направлении. На границе установим совместный контроль. Все вопросы двустороннего сотрудничества будут решены".

2 декабря была подписана «дорожная карта», определившая 50 конкретных мероприятий по пресечению незаконного импорта, улучшению пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования.

Конфликт можно считать исчерпанным, но проблемы остаются. Казахстан настоял на том, что обязательства, принятые на себя участниками ЕАЭС, нужно выполнять. Дело за малым – перейти к практическим действиям. От того, как будет выполняться «дорожная карта», зависит не только будущее двусторонних казахстанско-киргизских отношений, но и прочность Таможенного союза и целостность общего рынка.

События последних лет показывают, что движение в сторону интеграции не может быть беспроблемным. Трения и противоречия между его участниками возникали и, вероятно, будут возникать в будущем. Помимо коллизии между Казахстаном и Кыргызстаном нужно вспомнить о серьезных торговых противоречиях между Москвой и Минском по поводу реэкспорта санкционных товаров через Белоруссию с 2014 года, которые вылились в российско-белорусские «мясомолочные торговые войны». Они привели к тому, что фактически восстановлена уже ликвидированная российско-белорусская граница.

Сейчас о возможном вступлении в Таможенный союз ЕАЭС заявляют Азербайджан, Таджикистан, Монголия, внутриполитические дискуссии по этому поводу идут в Молдове. Десятки стран заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС. Расширение географии интеграционных процессов неизбежно приведет и к росту противоречий.

Евразийская интеграция – это проект, который в значительной степени опирается на личный авторитет сильных лидеров трех стран, являющихся ядром этого пространства: России, Казахстана и Белоруссии. Многие противоречия, объективно существующие между постсоветскими странами, могут быть демпфированы благодаря их совместным усилиям. Но если думать о более отдаленном будущем, то разумнее было бы не расширять пространство интеграции, а укреплять его изнутри.

"