Posted 21 декабря 2003,, 21:00

Published 21 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Независимый премьер

21 декабря 2003, 21:00
В минувшую пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал имя нового премьер-министра. Им стал до этого исполнявший обязанности главы правительства Сергей Сидорский. Парламент с кандидатурой согласился. И у белорусов появился еще один де-юре независимый премьер, де-факто от которого как в исполнительной власти

Согласно белорусской конституции, премьер назначается президентом с согласия парламента. Однако депутатское одобрение – это скорее ритуальная символическая процедура. Всех премьеров, предлагавшихся ранее Лукашенко, абсолютно послушный парламент утверждал подавляющим большинством. В случае с Сидорским тоже не было никакой интриги: за то, чтобы убрать из статуса последнего приставку «и.о.», проголосовал 91 из 110 депутатов.

Белоруссия жила без премьер-министра дольше пяти месяцев. 10 июля Лукашенко отправил в отставку с премьерского поста Геннадия Новицкого, а вместе с ним еще нескольких правительственных чиновников, за обман президента – доклады с липовой статистикой. Правда, через месяц с небольшим все отставники получили новые высокие должности. Например, Новицкий стал спикером одной из палат белорусского парламента. Тогда аналитики расценили выволочку, устроенную правительству, как демонстрацию излюбленного пиар-приема Лукашенко – время от времени показывать народу тех, на кого можно всех собак навесить. Суть затеи – доказать, что царь – хороший, а бояре – плохие.

В том, что Сергей Сидорский избавится от приставки «и.о.» и станет полноценным премьер-министром, в Белоруссии мало кто сомневался. Но тогда почему Лукашенко полгода тянул с назначением? Белорусские политики шутят: просто забыл. Премьер-министр в Белоруссии – независимая фигура, но как раз в том смысле, что от нее ничего не зависит. То есть это чисто техническая должность.

Сам Александр Лукашенко объяснил, что взял паузу нарочно: «Когда ситуация подвешена, тогда видны прорехи и дыры в деятельности чиновников». В общем, белорусский президент присматривался. Сидорский – руководитель достаточно жесткого стиля, что не могло не понравиться Лукашенко, установившему в Белоруссию командную экономику. Импонировало ему и то, как бескомпромиссно будущий премьер отражал президентскую позицию на белорусско-российских переговорах по валютному и энергетическому вопросам. Как-то Сидорский заявил о претензиях своей страны на российскую трубу «Транснефтепродукта», проходящую по белорусской территории. После чего глава российского правительства Михаил Касьянов пожаловался журналистам, что не понимает коллегу из Минска. Лукашенко же видит в Сидорском сильного хозяйственника. А это как раз то, что надо. Ведь 2004-й обязан стать «годом большого ускорения экономики». Рост ВВП должен составить 10 процентов, на 8–9 процентов планируется увеличить реальные доходы населения. Экономические успехи необходимы Лукашенко накануне референдума по вопросу его третьего срока. Если же дело не выгорит, он вполне может уйти в отставку, не отработав до конца вторую президентскую пятилетку. А затем через какое-то время баллотироваться в президенты, опять же на второй срок. В этом случае, на период временной отставки, Лукашенко будет нужен преданный и надежный человек. Таковым вполне может быть Сидорский. Аналитики в Минске не исключают, что при неблагоприятных для Лукашенко обстоятельствах он вполне может стать преемником действующего главы государства.

"