Posted 21 ноября 2007,, 21:00

Published 21 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:27

Updated 8 марта, 08:27

Британия потеряла конфиденциальность

Британия потеряла конфиденциальность

21 ноября 2007, 21:00
В Великобритании разгорелся большой политический скандал, причем достаточно неожиданный для Соединенного Королевства. Британские власти утеряли два диска, на которых находятся конфиденциальные сведения о получателях детских пособий. Злополучные диски, на которых, в частности, содержались банковские сведения о семи мил

Вчера британское правительство официально предупредило: семи миллионам семей следует срочно проверить свои банковские счета. В результате крупнейшей в истории утечки конфиденциальных сведений департамент кабинета министров, отвечающий за все налоги и льготы, потерял личные данные 25 млн. отцов, матерей и их детей. Ничего подобного в стране еще не было.

Когда стал ясен масштаб этого фиаско, глава Королевской налоговой и таможенной службы Пол Грей, один из самых высокооплачиваемых госслужащих в стране, срочно подал в отставку. Но это стало только прелюдией к серьезному разбирательству, которое задело практически всех основных политиков страны. Так, в центре скандала оказались премьер-министр Гордон Браун и министр финансов Алистер Дарлинг. Поэтому известие о том, что посылка с личными данными членов всех британских семей, в которых есть дети младше 16 лет, потерялась на почте, была встречена удивлением и гневом со стороны депутатов, услышавших новость из уст министра финансов. Более того, эта неприятная новость прозвучала из уст главы финансового ведомства Британии всего через сутки после того, как он же «отрапортовал» парламентариям о развитии другого, не менее громкого скандала: 24 млрд. фунтов, выплаченных налогоплательщиками, которые были отданы в кредит банку Northern Rock, находятся под угрозой.

Когда г-н Дарлинг сообщил парламентариям о потере двух дисков с информацией обо всех получателях пособия на содержание ребенка, в Палате общин раздался вздох удивления. И это еще мягко сказано. Ведь в этом документе указаны имена получателей пособия и их несовершеннолетних детей, адреса, даты рождения, номер пособия, номер карточки социального страхования, а также, в некоторых случаях, данные о счете в банке – то есть, по сути, вся информация, необходимая мошенникам для того, чтобы незаконно получить в банке деньги. Любопытно, что тот же министр финансов достаточно часто в том же зале парламента предупреждал сограждан о том, чтобы они не раскрывали эти данные потенциальным мошенникам.

Согласно официальной версии 18 октября служащий низшего звена из Королевской налоговой и таможенной службы (HMRC) отправил злополучные диски в национальное финансово-ревизионное управление (NAO) по запросу, поступившему из этой инстанции. Для этого он воспользовался внутренней почтовой службой своего ведомства, которая обеспечивается силами некой курьерской фирмы. Когда в NAO поняли, что данные не получены, в HMRC был направлен запрос на еще одну копию. На этот раз посылку отправили заказной почтой, и она пришла по адресу.

Но не менее примечательным является тот факт, что и здесь бюрократия взяла свое – высокопоставленным должностным лицам HMRC сообщили о пропаже лишь 8 ноября, то есть почти через три недели после отправки первой посылки. Правда, министр финансов узнал об этом на неделю раньше. Как поговаривают злые языки, которых обильно цитируют британские СМИ, он «с трудом поверил своим ушам, распорядился срочно провести тщательные поиски во всех служебных помещениях, где могут оказаться пропавшие данные». Министр немедленно доложил об «утечке» премьер-министру. С этого момента они хранили «тайну» сообща. На протяжении 10 дней.

На прошлой неделе правительство негласно предупредило основные клиринговые банки о возможно имевшей место утечке информации. Их попросили удостовериться в отсутствии внезапного всплеска снятия средств с личных банковских счетов – это стало бы свидетельством того, что события развиваются по самому плохому сценарию и диски попали в руки организованных преступников. В понедельник представители банков сообщили министру финансов, что никаких следов массового увода средств со счетов пока не обнаружено.

Теперь разные политические силы пытаются использовать ситуацию в своих целях. Генеральный секретарь британского профсоюза госслужащих Джонатан Бауме, например, выступил в защиту ушедшего главы HMRC: «Его решение взять ответственность на себя – это пример того, каким должен быть британский чиновник». Однако депутат от оппозиционной Консервативной партии Великобритании Майкл Фаллон, возглавляющий в нижней палате британского парламента комитет по финансам, считает иначе: «Давно уже ходят слухи о том, что в управлении по налогам и пошлинам далеко не все в порядке». А Крис Хьюн, представитель третьей по влиянию британской партии, Либерал-демократической, и вовсе сгустил краски: «Это ужасная проблема, это один из крупнейших провалов, допущенных серьезным правительственным ведомством, из всех, какие я могу припомнить».

«УТЕЧКИ» ЗАКРЫТЫХ БАЗ ДАННЫХ НА РОССИЯН

С 1992 года в Москве свободно продается регулярно обновляемая база данных об абонентах МГТС. Со временем к ней добавилась информация о клиентах стационарной связи Санкт-Петербурга, Казани и ряда других городов России.

В 1996 году в продаже появилась информация об абонентах сотового оператора «Вымпелком» («Билайн»). Компания позднее заявила, что нашла и наказала виновных в утечке.

В ноябре 2002 года в Москве впервые оказались доступны диски с данными об абонентах сети МТС. С тех пор они неоднократно обновлялись. В мае 2003 года в Санкт-Петербурге появились диски с данными о 4,5 млн. клиентов крупнейших сотовых компаний Северо-Запада, в том числе «Мегафона».

В феврале 2005 года в Москве поступила в продажу база данных о банковских операциях Центробанка в 2003–2004 годах. Позднее вышла новая версия. В октябре того же года представители ЦБ заявили, что канал утечки информации перекрыт.

В августе 2006 года в Москве впервые стали предлагать приобрести информацию о частных лицах, бравших кредиты в банках. В декабре того же года появилась новая база кредитных историй заемщиков крупнейших российских банков. Она содержала 3 млн. записей с указанием имени заемщика, его телефона, домашнего адреса, места работы. Там же содержалась информация о «черных списках» заемщиков (из-за просрочек платежей по кредиту), факты отказа в выдаче денег.

"