Posted 21 ноября 2005,, 21:00

Published 21 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Монгольская премьера Джорджа Буша

Монгольская премьера Джорджа Буша

21 ноября 2005, 21:00
В понедельник президент США Джордж Буш завершил свое азиатское турне визитом в Монголию. В Улан-Батор он прилетел в роли «гаранта независимости» этой страны, незадолго до визита заявив в интервью местной телекомпании Eagle о том, что если на монголов кто-нибудь нападет, то США защитят их от агрессора.

После переговоров с президентом Монголии Намбарийном Энхбаяром и премьером Цахиа Элбегдоржем Джордж Буш с супругой погостили в семье кочевников. Однако президент США прилетел на родину Чингисхана не только затем, чтобы отведать кумыса. И не за медью – единственным монгольским внешнеторговым сырьевым продуктом. Поскольку Америка лишилась военной базы в Узбекистане, ей необходим новый плацдарм для размещения своей антитеррористической армады. Монгольские степи для этой цели прекрасно подходят. Не случайно в Улан-Батор в конце октября наведывался шеф Пентагона Дональд Рамсфелд. Формально – для инспектирования 150 монгольских солдат, которые заняты в Ираке подсобными работами.

Правда, существует препятствие для реализации такого военно-стратегического плана: Монголия территориально находится в объятиях России и КНР. Реакцию китайского руководства на подобное развитие событий предсказать сложно, поскольку создание военной базы в монгольских степях позволит Пентагону разместить здесь станции электронного наблюдения за КНР. Однако, как отмечают американские СМИ, этот вопрос, возможно, уже стал предметом большого политического торга, особенно если учитывать, что в Улан-Батор Буш прилетел из Пекина.

Улыбки, которыми на публике одаривали друг друга китайский председатель Ху Цзиньтао и его заокеанский гость, способны ввести в заблуждение только очень наивных наблюдателей. Пентагон в своем ежегодном докладе, именуемом «Белой книгой», неизменно включает Китай в число своих главных потенциальных противников. Но наиболее неприятная ситуация для КНР сложилась на рынке энергоносителей. Всякую страну, которая выражает желание поставлять китайцам нефть или газ, госдеп начинает числить по разряду «проблемных» со всеми вытекающими неприятными последствиями. Ху уделил этому вопросу особое внимание. Причем у него на руках был джокер – заниженный курс юаня, сильно подрывающий внешнюю торговлю США с КНР, дефицит которой близок к 200 млрд. долл.

Буш также прилетел в Пекин не с пустыми руками. Неделю назад он устроил в Белом доме небольшой спектакль, приняв далай-ламу. При этом президент США заявил, что вся Америка не только искренне возмущена «нарушением гражданских и религиозных свобод в Тибете», но и пытается устранить «эту несправедливость». Соответствующая озабоченность была высказана и товарищу Ху. В результате Буш и Ху Цзиньтао договорились о том, что юань будет ревальвирован, а Пекин усилит борьбу с изготовителями пиратских дисков. О допуске КНР на рынок энергоносителей ничего не сообщается: подобные вопросы решаются в рамках подковерной политики.

"