Posted 22 сентября 2016,, 15:44

Published 22 сентября 2016,, 15:44

Modified 8 марта, 02:44

Updated 8 марта, 02:44

Картинки с выставки: как россияне прорубали в Салониках окно в Европу

Картинки с выставки: как россияне прорубали в Салониках окно в Европу

22 сентября 2016, 15:44
В минувшие выходные в греческом городе Салоники завершила свою работу крупнейшая на Балканах и в странах Средиземноморья Международная выставка TIF-2016.

В 90-й, юбилейный для выставки год, почетным гостем Thessaloniki International Fair стала Россия. О том, с чем на TIF-2016 приехала российская делегация и что показывали на своих стендах другие участники выставки, рассказывает специальный корреспондент «НИ» в Салониках Александр КОРЗУН (фото автора).

Президент TIF Таcос Цикас в разговоре с «НИ» заявил, что в Перекрестный год России и Греции выбор нашей страны на роль почетного гостя выставки был вполне логичным решением. При этом и в Москве, и в Афинах было понимание того, какую важную роль в укреплении двусторонних связей может сыграть выставка в Салониках. Об этом говорит хотя бы тот факт, что российский павильон на TIF-2016 открывали 10 сентября чиновники очень высокого ранга – вице-премьер РФ Аркадий Дворкович и глава греческого правительства Алексис Ципрас.

Как ни странно, но главной изюминкой в большинстве репортажей о встрече Ципраса и Дворковича в Салониках стали не сообщения о достигнутых договоренностях и готовящихся к подписанию контрактах, а рассказы о дегустации высокопоставленными чиновниками «Ханской» водки на стенде Республики Татарстан.

«Дегустация не входила в нашу программу, это был чистой воды экспромт, – призналась несколько дней спустя в разговоре с корреспондентом «НИ» Алеся Игнатович, встречавшая гостей на стенде Татарстана. – После рекламы, которую устроили нам Ципрас и Дворкович, к нам постоянно подходят посетители выставки и просят угостить их той же водкой. Так что, к сожалению, «Ханской» уже не осталось, но могу показать коробку от той самой бутылки».

Однако, покопавшись в недрах экспозиции, Алеся растерянно разводит руками: «Коробки тоже не осталось, наверное, кто-то взял ее на память, в качестве сувенира... Зато, – вновь улыбается Алеся, – могу показать коньяк, три звездочки, который сегодня пробовали у нас на стенде заместитель генконсула РФ в Салониках Борис Мещанов и лидер греческой оппозиционной партии «Новая демократия» Кириакос Мицотакис. Он очень хорошо относится к России, был здесь с целой делегацией… Знаете, – чуть понизив голос, заговорщицки сообщает собеседница «НИ», – говорят, что именно он станет следующим премьер-министром Греции».

«После визита таких гостей ваш стенд, наверное, стал самым популярным из всех российских участников?» – спрашиваю я Алесю.

«Да, – отвечает она, – но у большинства наших посетителей вопрос номер один: где находится Татарстан, что такое Татарстан, с чем его едят и что там едят. Почему-то народ в Греции впервые слышит про Татарстан. Но как только говоришь «Казань», сразу вспоминают: «А, «Рубин», футбол, Казань!».

Кстати, у многих греков при знакомстве со стендом россиян могло создаться неверное представление о том, «что такое Татарстан и с чем его едят». Судя по экспозиции, в далеком Татарстане люди едят исключительно сушки, чак-чак и прочие сладости, а запивают все это крепкими спиртными напитками. Как бы извиняясь, Алеся Игнатович объясняет: «Мы здесь представляем республиканский минсельхоз, «Татарспиртпром» и Татпотребсоюз» – вот и образцы соответствующие»…

Похожий «ассортимент» украшал и стенд Ставропольского края. Правда, тут ставка больше делалась на спагетти, хорошо пропеченные караваи и газированные напитки. Ольга Родионова, представляя на стенде Ставрополья продукцию края, заверила «НИ», что многие греки проявляют живой интерес и к этому южному региону России.

Трудно сказать, сколько греков смогли за время выставки оценить на вкус ставропольские продукты, зато известно, что вскоре в разных уголках этой страны можно будет попробовать российские минеральные воды и лимонады. Уже на третий день проведения TIF-2016 минэкономразвития Ставрополья сообщило о том, что краевой производитель минеральной воды компания «Аква-Вайт» подписала на выставке договор с компанией «Матрешка Эллас» о поставке своей продукции в Грецию. Причем первая партия будет отправлена на экспорт уже в этом месяце.

Как уточнил гендиректор компании «Аква-Вайт» Алексей Воинов, на греческий рынок будут поставляться воды «Ессентуки» №17 и №4, «Нагутская-26», а также лимонады «Сладкий Я» и «Шорле». В планах ставропольцев – довести в 2017 году объемы экспорта в Грецию до 1 млн. бутылок.

В отличие от специализированных выставок, в павильонах TIF-2016 вполне нормальным считается соседство производителей самых разных товаров, поставщиков различных услуг. Скажем, на аскетичном по оформлению стенде Новосибирского технопарка посетителям предлагали попробовать на себе высокотехнологичные разработки. Например, установить по отпечаткам пальцев, кто ваш ребенок – гуманитарий или технарь, где ему лучше работать, когда вырастет, и даже какие недуги могут угрожать ему в будущем. Или проведение ДНК-анализа для следящих за своим весом, который подскажет, какие продукты нужно исключить из рациона, а какие, наоборот, добавить. И тут же – стенд с продукцией русских народных промыслов: матрешки, хохломская роспись, иконы, самовары, оренбургские платки...

Что бы ни говорили представители Татарстана о своей популярности на TIF-2016, но по наблюдениям «НИ» именно на стенде традиционных русских сувениров было особое столпотворение. Причем не только заинтересованных посетителей, но и экспонентов. Достаточно сказать, что всего на одном стенде народных промыслов свою продукцию демонстрировали сразу 22 предприятия из 50 российских участников выставки.

Дополнительную привлекательность этому уголку российского павильона придавали мастер-классы по росписи матрешек, которые ежедневно проводили профессиональные художники для юных и взрослых посетителей выставки. Когда корреспондент «НИ» решил посетить один такой урок рисования, свободных мест за столами с красками уже не оставалось.

Напротив, стенды крупнейших участников российской делегации – «Газпрома», «Ростеха» и РЖД, которым была отведена роль главных локомотивов по продвижению отечественного бизнеса в Грецию, удивили почти полным отсутствием публики. Нет, в первые дни работы TIF-2016 посетители здесь были, и, как говорят, было их очень много, десятки тысяч. Но уже к середине недели и тем более ближе к закрытию выставки на стендах российских гигантов было, наверное, самое малое число гостей. Если вообще были.

Понятно, что важные переговоры о сотрудничестве, окончившиеся, по заверениям организаторов TIF-2016 и участников выставки, успешно для российской и греческой сторон, проходили не на стендах компаний.

Понятно и то, что газовому монополисту и военно-промышленной корпорации, заключающим контракты со своими европейскими партнерами на миллионы и миллиарды евро, трудно предложить обычной публике товары, которые могли бы конкурировать по популярности и доступности с матрешками и водкой. Но сделать так, чтобы на стендах постоянно были специалисты, готовые ответить на вопросы любопытных посетителей выставки, это ведь посильная задача?

Скажем, в первый день работы TIF-2016 у стенда «Ростеха» было просто не протолкнуться.

Фото с сайта tif-expo.com

Уже пять дней спустя группу московских журналистов встречал на стенде «Ростеха» один Андрей Гордин, представитель компании Shvabe, входящей в российскую госкорпорацию. Он вполне компетентно рассказал о работе инкубаторов для недоношенных младенцев, которые выпускаются его компанией.

А вот в предпоследний день, в субботу, корреспонденту «НИ», впрочем, как и другим посетителям выставки, так и не удалось найти никого, кто бы смог дать хоть какую-то информацию о двух других экспонатах «Ростеха» – о модели вертолета, постоянно менявшего подсветку салона, и о макете тепловой электростанции. То ли все представители корпорации уже разъехались по домам, то ли мы все просто разминулись во времени и огромном пространстве выставочного комплекса…

Ничуть не лучше складывалась ситуация и на стенде «Газпрома». Да, в первые дни выставки, когда на TIF-2016 было не протолкнуться от важных гостей, сюда постоянно кто-то заглядывал. Однако когда ажиотаж спал, под вывеской российского газового монополиста можно было встретить лишь двух миловидных девушек. Такое впечатление, что их главной обязанностью было одаривать случайных посетителей столь обворожительными улыбками, после которых все вопросы о деятельности «Газпрома» в Европе вообще и в Греции, в частности, вылетали из головы сами собой.

И уж совсем не повезло корреспонденту «НИ», который два дня провел на TIF-2016, встретить в Салониках хоть кого-то из представителей «Российских железных дорог». Стильно и со вкусом оформленный стенд РЖД удивил пустыми креслами для переговоров и гигантским монитором, крутившим ни для кого ролик о достижениях крупнейшей транспортной компании и о ее грандиозных планах на будущее.

Впрочем, одного посетителя экспозиции нам все же удалось заметить перед картой транспортного коридора, которым РЖД связывает Европу и Азию…

Ничуть не умаляя заслуг отечественных железнодорожников, соединяющих нашу страну со Старым Светом, все же стоит признать, что куда больше внимания жителей Салоник привлек новый вагон метро, выставленный рядом с «российским» павильоном на TIF-2016. Когда бы ты ни проходил мимо этого вагона, народу в нем было, как в московской подземке в час пик.

Объяснение столь повышенной популярности простое: в Салониках, втором по величине городе Греции, уже многие годы безуспешно пытаются запустить в строй метро. Однако каждый раз намеченные сроки срывали то отсутствие финансирования, то обнаружение бесценных археологических находок на месте строительства. В итоге весь центр города перерыт, горожане мучаются в пробках и тихо проклинают и строителей, и археологов.

И вот, наконец, появился свет в конце тоннеля: городские власти пообещали, что уже в 2020 году подземка Салоник примет первых пассажиров.

И пока одни посетители выставки знакомились с железнодорожным транспортом будущего, другие с удивлением открывали для себя, какие паровозы возили их дедов и прадедов в прошлом. Репортеру «НИ» с трудом удалось улучить момент, когда возле этого железного ветерана не было людей, желавших сфотографироваться на фоне локомотива, построенного еще в 1903 году.

Еще один паровоз под названием «Экспресс мечты» был обнаружен корреспондентом «НИ» при входе в загадочный павильон «Тайные миры Евгениоса Тривизаса».

Тематический парк, построенный по мотивам сказок и стихов греческого писателя и поэта Евгениоса Тривизаса, чьи произведения известны и юным российским читателям, во время Международной выставки в Салониках раскрыл лишь часть своих загадок. Полноценное же путешествие в тайные миры греческого сказочника можно будет совершить немного позже – официальное открытие парка, оформленного в виде высокого дома из трех книг, состоится лишь 24 октября.

Но и до этой даты детям, пришедшим на TIF-2016 вместе с родителями, было чем заняться. Например, совершить виртуальную конную экскурсию хоть в Москву, хоть в Лондон или в Токио.

Примерить на себя военную форму.

Узнать, какие современные суперкомпьютеры помогают Греческому статистическому бюро вычислять важные сведения обо всех сторонах жизни страны.

Или прикоснуться к недавнему прошлому на выставке первых персональных ЭВМ, работающих и по сей день…

Неожиданное открытие ждало делегацию российских журналистов на стенде ЕЛТА – Греческой почты.

Стенд, украшенный огромными почтовыми марками с логотипом и эмблемами Перекрестного года России и Греции, лишний раз напоминал, что именно наша страна была почетным гостем TIF-2016.

Так вот, как выяснилось в ходе беседы с региональным представителем Греческой почты в Македонии Афанасиосом Караянисом (на фото слева), автором этих марок со столь удачным и запоминающимся логотипом был никто иной, как Нестор Тировузис – замруководителя управления по информационному обеспечению Перекрестного года России и Греции и именно тот замечательный человек, который почти целую неделю знакомил московских журналистов с его родными Салониками. На наш вопрос, почему же он до сих пор молчал о таком успехе, ведь не каждый день твои работы украшают почтовые марки, Нестор (на фото справа) лишь скромно пожал плечами, мол, ну не кричать же ему об этом на каждом углу…

Международная выставка в Салониках привлекла внимание не только серьезных бизнесменов и чиновников. Здесь деловая программа органично сочеталась с элементами уличного шоу. К примеру, посетителей помладше приглашала совершить путешествие на пиратском корабле очаровательная разбойница…

А не менее очаровательные «арестантки» соблазняли гостей выставки постарше присмотреть себе двери, которые, как уверяли красавицы в тюремной робе, не вскрыть даже самому ухищренному преступнику.

Для читающей публики организаторы TIF-2016 выделили целый павильон. Здесь на бесконечных рядах стоек, заполненных стопками книг, греческие и зарубежные издательства предлагали свои последние новинки и проверенные временем бестселлеры.

Выбор книг – на любой возраст и вкус. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, скажем, иллюстрированную историю легендарной рок-группы дополнял «ансамбль» альбомов по искусству приготовления средиземноморских закусок и прочих книг о вкусной и здоровой пище.

Кстати, о закусках. Посетители выставки, прикоснувшиеся к духовной пище, могли легко удовлетворить и разыгравшийся аппетит. Сразу в нескольких павильонах TIF-2016 постоянно проходили дегустации деликатесов, разносолов, сладостей и прочих лакомств. Тут вне всякой конкуренции были греческие производители, щедро угощавшие соотечественников и иностранцев колбасами, сырами, маслинами, овощами, фруктами, пахлавой, предлагавшими попробовать оливковое масло и оценить вкус вин из разных уголков страны.

Сладкое изобилие ждало и юных посетителей выставки.

Однако, как выяснилось, далеко не все пирожные и тортики можно было пробовать без вреда для здоровья.

«Да, наша продукция действительно выглядит очень аппетитно, об этом говорят многие люди, но есть ее нельзя – это мыло на основе оливкового масла», – предупреждает репортера «НИ» Анастасия Смирниоти, совладелица компании Misyrlou SoapShop.

Открыв вместе с сестрой три года назад свое маленькое предприятие, уже в этом году Анастасия решилась выйти на «большой рынок», приехав в Салоники на международную выставку. Участие в TIF-2016, говорит г-жа Смирниоти, во многом стало возможным благодаря помощи властей ее родной области Ахайя на Пелопоннесе. Впрочем, особой радости эта командировка ей не принесла.

«К организаторам выставки претензий нет – все здесь устроено профессионально и на высоком уровне. У меня претензии к публике, – признается «НИ» Анастасия. – У меня такое впечатление, что тысячи и тысячи людей приходят сюда только для того, чтобы просто бесплатно поесть и попить. Практически никто ничего не покупает. Что поделать – в Греции кризис, а наша продукция не из самых дешевых – различные виды мыла, кремов и скрабов стоят от трех евро до десяти и выше. Другое дело россияне – ваши соотечественники активно покупают мои «тортики» и «пирожные».

С куда большим оптимизмом оценивает свое присутствие в павильонах TIF-2016 Вирджиния Хаяндру с острова Корфу. Владелица компании Kerkiraiki Allantopoiia, специализирующейся на производстве колбас и других мясных деликатесов, уверяет, что первый опыт участия в выставке такого класса оказался очень полезным для нее, и ее вовсе не смущает то, что нарезка, выставленная на стенде, не успевает залеживаться на тарелках.

«Пусть пробуют – я за тем в Салоники и приехала, чтобы как можно больше людей оценили вкус нашей продукции, – говорит Вирджиния. – И потом, здесь ведь не только обычные посетители, тут много настоящих профессионалов. К примеру, я в ближайшие несколько месяцев планирую заключить сразу несколько контрактов с бизнесменами, с которыми познакомилась именно на этом стенде».

Наконец, корреспондент «НИ» повстречал на TIF-2016 и молодого бизнесмена, которого можно смело назвать долгожителем Международной выставки в Салониках. Притхви Сетиа, владелец компании Winner International из Дели, предлагает на продажу традиционные индийские товары: от мелкой бижутерии до национальных платьев и ковров.

«Я уже шестой год подряд участвую в этой выставке, и каждый раз уезжаю отсюда с прибылью, – говорит г-н Сетиа. – Мы поставляем наши товары в разные страны Европы и даже в Америку, но именно в Греции наш бизнес идет особенно успешно. Причем настолько, что мы уже открыли свой магазин на главной улице Салоник. Греков привлекает качество нашей продукции и цена. Например, прекрасные платья, сделанные без всякой синтетики, только хлопок и шелк, можно купить всего за 25 евро».

Кстати, в объектив репортера «НИ» попал не сам Притхви Сетиа, а его соотечественник, который тоже высоко отозвался для прессы о качестве товаров молодого бизнесмена из Индии.

Всего в выставке TIF-2016 приняли участие официальные представители 18 стран; бизнесмены из еще 15 государств представляли свою продукцию под брендами совместных предприятий. Соответственно, и ассортимент, выставленный на стендах универсальной экспозиции, поражал порой полной эклектикой: современное медицинское оборудование или первый греческий самолетик-дрон могли соседствовать с роскошной мебелью, а космические технологии связи и системы противодействия кибератакам – с кальянами и статуэтками древнеегипетских богов и фараонов. Но, может быть, именно это и привлекло на TIF-2016 рекордное за последние несколько лет число посетителей?

В этой связи репортеру «НИ» показались интересными сразу несколько разработок греческих компаний, сумевших объединить давние традиции и современность. Наиболее показательным в этом отношении стали колокола и колокольчики, которые привез на выставку в Салоники Томас Галанопулос из Пирей, пригорода Афин. Убеленный сединами мастер не без гордости говорит, что его компания была основана еще в 1803 году, и за пару веков продукция пирейских литейщиков получила известность в различных уголках Греции.

Однако время не стоит на месте и активно вносит коррективы в давние традиции мастеров. И уже сегодня компания Томаса Галанопулоса предлагает не просто колокола, а целые компьютеризированные системы, позволяющие при помощи электроники исполнять звонарю сложнейшие мелодии хоть на 16 колоколах сразу.

Или другой пример. На выставке современных технологий вдруг демонстрируются поленницы дров и прессованные опилки. Казалось бы, нонсенс. Но только не для греков, уже не первый год испытывающих на себе последствия экономического кризиса. Здесь на улицах многих городов, особенно в северных регионах страны и даже в Афинах, с наступлением осени можно встретить продавцов дров.

Как оказалось, при росте цен на газ и электроэнергию обычные дровяные печи стали для многих греческих семей дешевым альтернативным источником тепла в период холодов. Местные кулибины оперативно отреагировали на эту «моду», запустив в продажу эффективные «буржуйки» XXI века, которые вполне органично вписались в экспозицию TIF-2016 и, кажется, грозят составить конкуренцию российскому «Газпрому».

«Нет, за «Газпром» не волнуйтесь – выставка в Салониках подтвердила, что у этой компании прекрасные перспективы на греческом рынке», – говорит «НИ» Екатерина Острикова, пресс-секретарь российской делегации. По ее словам, именно вопросы энергетики стали главной темой российско-греческого бизнес-форума, прошедшего в рамках TIF-2016.

В частности, вице-премьер РФ Дворкович после переговоров с премьером Греции Ципрасом заявил о планах строительства трубопровода через территорию Турции и Греции для поставок российского газа в Европу. Кроме того, «Газпром» по предложению Афин уже начал конкретные переговоры о создании совместного предприятия по добыче в Греции полезных ископаемых.

Не только газовый монополист, но и другие российские компании с пользой съездили в Салоники, говорит собеседница «НИ». «За три дня работы бизнес-форума состоялись церемонии подписания двухсторонних соглашений о сотрудничестве в сферах энергетики, строительства, фармацевтики, производства меховых изделий, а также о совместной деятельности Греко-Российской торговой палаты и Ассоциации европейского бизнеса».

Со своей стороны, Тасос Цикас, президент TIF – компании-организатора выставки – заявил «НИ»: «Мы считаем, что участие российских предпринимателей было успешным. Главную роль сыграло высокое представительство со стороны России. Нам приятно, что именно на территории нашего выставочного центра была проведена встреча вице-премьера Дворковича и премьера Ципраса, представителей греческих министерств с их российскими коллегами».

Г-н Цикас (на фото в центре) уточнил, что российский рынок является очень интересным и привлекательным для греческих предпринимателей. «Надеемся, что и греческий рынок также сможет сегодня или в ближайшем будущем привлечь российских предпринимателей, – считает президент TIF. – В конце концов, Греция могла бы стать для России настоящим окном в Европу».

Оценивая же итоги работы TIF-2016, Екатерина Острикова заверила «НИ», что экспозиции и презентации российской делегации стали самыми запоминающимися моментами Международной выставки в Салониках. И это не только ее личное мнение – об этом же ей говорили и многие посетители выставки.

"