Posted 21 сентября 2014,, 20:00

Published 21 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:08

Updated 8 марта, 04:08

Слишком много уступок

Слишком много уступок

21 сентября 2014, 20:00
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел вчера в своей загородной резиденции Чекерс встречу с руководством Консервативной партии, на которой попытался разрядить напряженность, вызванную референдумом о независимости Шотландии. Неудачная попытка северян создать свое государство может привести к политическому к

После поражения сепаратистов Великобритания перевела дух. Британия, пусть и формально, осталась Великой. Сторонники сохранения Шотландии в составе Соединенного Королевства одержали не очень убедительную победу. За отделение в минувший четверг проголосовали 45% участников референдума, против – 55%. Благодаря этой победе Кэмерон остался во главе британского кабинета. А вот его коллеге и политическому противнику – министру Шотландии (то есть фактическому руководителю этой страны, входящей в состав Великобритании) и уже бывшему лидеру Шотландской национальной партии (SNP) сэру Алексу Салмонду – придется хуже. Попытка стать первым премьером или президентом независимой Шотландии провалилась, и теперь ему вряд ли удастся удержаться у власти.

Впрочем, радуются спасению Великобритании сторонники единого королевства явно рано. Их победа не только не решила старых проблем и противоречий, но и прибавила к ним новые. Премьер Кэмерон склонил чашу весов на свою сторону, умело сочетая угрозы и шантаж с многочисленными обещаниями. Сейчас, когда эйфория от победы начала постепенно проходить, ему приходится отвечать за чрезмерную, по мнению многих однопартийцев, уступчивость. На воскресной встрече в Чекерсе с двумя десятками членов руководства консерваторов премьер попытался успокоить недовольство в рядах тори.

Часть однопартийцев Кэмерона требует отменить так называемую формулу Барнетта, согласно которой расходы на каждого шотландца превышают расходы на каждого англичанина, а также ввести по аналогии с севером острова пост первого министра Англии, что еще больше разделит составные части Соединенного Королевства. Многим в Англии не нравится, что шотландцы будут практически полностью определять политику у себя в стране и при этом влиять еще и на политику в Англии. Англичане хотят, чтобы членов парламента Великобритании от Шотландии лишили права голосовать по вопросам, касающимся чисто английских дел. Полностью новый закон о дальнейшем разграничении полномочий должен быть готов через 4 месяца, к концу января 2015 года.

В свою очередь и в Шотландии референдум привел к большим политическим проблемам. В пятницу Салмонд ушел в отставку с поста лидера SNP. Теперь правящая партия должна найти ему замену. Нового руководителя националисты выберут в ноябре на конференции SNP в Перте. Наибольшие шансы, по мнению политологов, у Николы Стэрджен, заместительницы Салмонда как в партии, так и в правительстве. После ноябрьских выборов Салмонд подаст королеве Елизавете прошение об отставке с поста министра Шотландии. После этого в течение 28 дней парламенту предстоит нелегкая задача. Надо будет избрать нового министра. А это может подхлестнуть споры, вызванные референдумом.

Не следует забывать, что почти половина шотландцев выступили за отделение от Великобритании. Естественно, они недовольны результатами голосования. Да и сам ход референдума вызывает у них вопросы: например, к нему были допущены временно живущие на территории Шотландии жители стран ЕС, большинство из которых составляют трудовые мигранты из Восточной Европы. А они в основной своей массе настроены против независимости. Кроме того, многие шотландцы считают, что продешевили, и уступок у Лондона можно было бы выбить больше.

О том, что спокойной жизни Шотландии после референдума ожидать не стоит, убеждают и события последних дней. В ночь с пятницы на субботу на главной площади Глазго – площади Джорджа – собрались до тысячи как сторонников, так и противников независимости Шотландии. Между ними произошли столкновения. Полиция, пытавшая разнять дерущихся, арестовала 11 наиболее энергичных драчунов.

Таким образом, в случае с независимостью Шотландии едва ли подходит расхожая фраза о худом мире, который лучше доброй ссоры. Не стоит забывать и остальные части Соединенного Королевства. Уэльсцы и северные ирландцы, вдохновленные примером северных соседей, тоже могут захотеть расширения своих полномочий.

"