Posted 21 сентября 2011,, 20:00

Published 21 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

Солидарность на нуле

21 сентября 2011, 20:00
В деле оказания финансовой помощи находящейся на грани дефолта Греции в еврозоне нет единства. Все больше стран объединенной Европы не хотят помогать грекам. Совсем недавно Финляндия заявила о том, что не даст Греции ни цента, до тех пор пока та не предоставит гарантий возврата кредитов. Теперь помогать «родине демокра

Премьер-министру Словакии Ивете Радичовой не позавидуешь. Ее попытки уговорить словаков проявить солидарность с остальной Европой и помочь Греции натолкнулись на стену непонимания как со стороны рядовых словаков, так и со стороны политиков. Радичовой не удалось получить в парламенте большинство, необходимое для выделения денег в европейский стабилизационный фонд, из которого оказывают помощь «проблемным» странам еврозоны. Против помощи Греции выступил даже партнер премьера по правящей коалиции, спикер парламента Рихард Сулик, лидер партии «Свободы и солидарности». Он уверен, что платежи в стабфонд являются «прямой дорогой к социализму».

Понять словаков можно. Несмотря на впечатляющие успехи в развитии промышленности, Словакия занимает в Евросоюзе по уровню жизни второе место с конца, а в некоторых районах каждый третий не может найти работу. На минувшей неделе по улицам исторического центра Братиславы прошли 8 тысяч учителей, протестовавших против низких зарплат и обветшалых школ. На следующий день состоялась демонстрация протеста полутора тысяч врачей, работающих в государственной медицине. Обе демонстрации прошли под одними и теми же лозунгами. «Мы десятилетиями затягиваем пояса, – выразил всеобщие настроения один из митингующих, – но брюки все равно спадают».

Словакия, как и остальные европейские страны, должна внести в стабилизационный фонд определенную сумму. В Брюсселе определили взнос Братиславы в 7,7 млрд. евро, сумму для бывшей социалистической страны с населением в 5,4 млн. человек довольно внушительную. Но словаки не хотят отдавать деньги не только поэтому. Когда в прошлом году премьер-министр и парламент отказались помогать Греции, предшественник Радичовой Роберт Фицо в ответ на недовольство Брюсселя напомнил, что Словакия ради выхода из кризиса прошла через болезненные реформы сама, не попросив ни у кого ни цента. Почему бы и грекам не пойти тем же путем?

И действительно, в 2009 году ВВП страны снизился почти на 5%. Однако в отличие от других членов еврозоны правительство Роберта Фицо не стало занимать деньги и поднимать налоги, а спокойно переложило все тяготы выхода из кризиса на плечи населения. Были резко урезаны расходы на школы, больницы и другие социальные нужды. Жесткая экономия быстро дала результаты. По итогам первого квартала этого года экономика Словакии выросла примерно на 4%. Неудивительно, что подавляющее большинство словаков, которые второй раз только благодаря упорному труду и большим лишениям выходят из кризиса, сейчас не хотят оплачивать долги греков.

В Брюсселе к словам словаков относятся настороженно. Сейчас для объединенной Европы ситуация хуже, чем полтора года назад, когда словаки тоже пошли против всей Европы. Если словацкий парламент проголосует против нового стабфонда, то план финансовой поддержки стран с большими долгами провалится, потому что для принятия всех важных решений в ЕС требуется согласие всех членов союза. Если же словаки сорвут создание стабфонда, то это, не исключено, будет подписанием смертного приговора единой европейской валюте.

"