Posted 21 сентября 2003,, 20:00

Published 21 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Нам будет благоволить судьба»

«Нам будет благоволить судьба»

21 сентября 2003, 20:00
В субботу в Латвии прошел референдум о вступлении в ЕС. Всего проголосовали 72,53% избирателей. 67,8% латышей высказались за присоединение к Евросоюзу. Больше всего сторонников европейской интеграции оказалось в Валмиерском районе – 84,1%, противников – в Даугавпилсе – 67%. Накануне голосования мы обратились за коммент

– Ваше отношение к вступлению Латвии в ЕС и НАТО? Что ждет страну после этого?

– Если говорить о нашем вступлении в НАТО, то никто уже не сомневается, что это выгодно для нас. Две трети населения Латвии поддерживают эту идею. Сейчас мы принимаем решение по ЕС. Многие сомневаются. И правильно делают. Это серьезный шаг.

Главные опасения населения в первую очередь связаны с экономическими вопросами. Пенсионеры боятся, что цены могут повыситься. Однако размеры пенсий не зависят от решений Европейского союза, их устанавливает каждое национальное правительство. Есть старая аксиома – чем выше наше экономическое развитие, тем больше будут пенсии.

– Не означает ли интеграция в ЕС потерю своей национальности и культуры?

– Вопросы науки, культуры и образования являются очень важными для меня. Я попала в эмиграцию (Вайра Вике-Фрейберга в 1945–1953 гг. жила в Марокко, в 1953–1998 гг. – в Канаде. – «НИ») маленькой, но весь свой профессионализм направила на изучение латышского фольклора и языка, сохранение своей национальности и культуры.

Усилия Европы направлены на то, чтобы каждый язык и каждая культура были замечены, чтобы были какие-то ресурсы для развития европейской многокультурности. Конечно же, в области науки и образования – а я всегда слежу за тем, что и как происходит, – у нас будут новые возможности. Наши студенты будут учиться в странах ЕС. И еще я надеюсь, что европейцы смогут получать образование в Латвии.

– Ваши соотечественники жили проблемами и радостями Советского Союза и его установками. Вы росли на Западе, и у вас было иное воспитание, другие взгляды на жизнь. Вы разные люди. Что вас объединяет?

– В течение 50 лет советская власть не смогла уничтожить латышский менталитет. Людей депортировали, расстреливали, преследовали, называли фашистами и «недострелянными фашистами». Но латыши себе не изменили. У нас есть своя гордость и свой менталитет. Это – наследство отцов и дедов.

– Вы стали президентом, и в администрации появились специалисты с русскими фамилиями. В вашей резиденции целая галерея рисунков русских детей. Тем не менее считается, что в Латвии недолюбливают русскоязычных...

– Так считают не все. К нам приезжали комиссии из Европарламента. Они пришли к выводу, что мы никого не притесняем.

В этом году, когда 6 марта отмечали день смерти Сталина, я читала один опрос, и у меня волосы дыбом встали: россияне верят, что Сталин был великим государственным мужем, в том числе и потому, что завоевал Прибалтику. Им трудно понять, что мы другая страна, у нас другая система, другие законы и условия. Я надеюсь, что людей с таким отношением и взглядом назад в Латвии все же меньше.

– Как будут строиться отношения Латвии с Россией и с латвийскими русскими?

– Я надеюсь, что эти отношения будут активными и прагматичными, потому что мы соседи и у нас много общих интересов. Мы хотим, чтобы каждый житель нашей страны чувствовал себя причастным к Латвии, независимо от своей национальности. Все вопросы интеграции, не важно, экономические они или социальные, должны решаться так, чтобы все мы чувствовали гордость за свою страну, независимо от того, кто мы по национальности. Мы хотим стать такой страной, которой будет благоволить судьба.

"