Posted 21 августа 2005,, 20:00

Published 21 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Большой шатер для Джорджа Буша

Большой шатер для Джорджа Буша

21 августа 2005, 20:00
В минувшую субботу ливийский лидер Муамар Каддафи пригласил президента США Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизу Райс к себе в гости. Таким образом внешнеполитический разворот на 180 градусов, начатый Каддафи вскоре после терактов 11 сентября 2001 года в США, можно считать свершившимся фактом. Россия же в который раз о

Каддафи передал свое приглашение Бушу и Райс через председателя комитета по внешней политике сената США Ричарда Лугара, посетившего Триполи с двухдневным визитом. Помимо перспектив обмена дипмиссиями, Лугар обсудил с руководителем Джамахирии совместную борьбу с международным терроризмом (благо после 11 сентября ливийские спецслужбы не единожды помогали США в охоте за исламскими боевиками), различные направления экономического сотрудничества и проблему соблюдения прав человека. В последнем случае Каддафи специально подсластил пилюлю. Накануне его сын Сеиф Ислам, нередко выступающий в роли главного спичрайтера Триполи, призвал всех ливийских диссидентов вернуться домой для совместной работы на благо родины. Более того, Каддафи-младший признал «ошибки прошлого» и даже пообещал провести расследование случаев нарушения прав человека в Ливии.

Полковник Каддафи всегда слыл большим знатоком международной политической конъюнктуры, в отличие от таких неудачливых оппонентов США, как Слободан Милошевич и Саддам Хусейн. После успешного разрешения в 2003 году кризиса вокруг «дела Локерби» (расследования обстоятельств взрыва самолета авиакомпании Pan Am над Шотландией, в организации которого обвинялись ливийские агенты) и прошлогоднего отказа Триполи от разработки оружия массового уничтожения ливийский лидер неустанно принимает высоких западных гостей. В его большом бедуинском шатре (традиционное место международных приемов) уже побывали премьер-министры Канады, Великобритании, Германии, Италии, президент Франции, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности. Очередь действительно за главой США.

А что же Россия? Ровно четыре года назад Вашингтон негативно отреагировал на планы президента РФ Владимира Путина наведаться в Триполи в ходе так и не состоявшегося африканского турне российского президента. МИД РФ тогда позиционировал себя в качестве посредника в конфликте Ливии с Западом. Госдепартамент США, в свою очередь, поспешил напомнить главе России о необходимости оказания давления на Ливию в связи все с тем же «делом Локерби». От посредничества Москвы американцы отказались. В итоге все ограничилось визитом в Ливию тогдашнего главы российского МИД Игоря Иванова и заключением очередных контрактов по военно-техническому сотрудничеству. Причем речь шла лишь о вопросах поставки традиционной военной техники, комплектующего оборудования, боеприпасах, но ни в коей мере не о новых технологических разработках российского ВПК, на которые рассчитывали ливийцы. Попытки россиян вернуться в нефтегазовый сектор Ливии успеха не имели.

Ливийскую обиду на нашу страну можно было просчитать заранее. Вслед за тем, как в марте 1992 года Россия проголосовала в Совете Безопасности ООН за санкции против Джамахирии, Москва стремительно свернула все рабочие проекты, прежде всего в сфере добычи нефти и газа, на которую, кстати, санкции Совбеза не распространялись (для сведения: ежегодные доходы Джамахирии только от продажи нефти составляют 5–7 млрд. долл.).

В Триполи стали подсчитывать убытки. По мнению экспертов Института Африки РАН, сама Россия недополучила в период 1992–99 гг. порядка 18 млрд. долл. Правда, в мае 1999 года на фоне разногласий с США по югославской проблеме Борис Ельцин объявил об одностороннем выходе из режима санкций против Ливии. Это импульсивное решение выглядело настолько странно, что два года назад уже Владимиру Путину, вслед за соответствующим решением СБ ООН, пришлось уже вторично «выходить» из режима санкций. В любом случае, время было упущено.

Европа действовала иначе. В ходе одного из недавних визитов в Москву экс-премьер Италии Джулио Андреотти признался: «Мы всегда старались поддерживать отношения диалога с Ливией при большом и глубоком уважении к международному эмбарго. До того, как было введено эмбарго, в Ливии работали порядка 15 тысяч итальянских специалистов, техников, и мы сократили это число до 3 тысяч. В то же самое время англичане, которые не имели дипломатических отношений с Ливией, увеличили число своих специалистов в Ливии с 2 до 6 тысяч». Причем это лишь частный пример. Сюда еще нужно добавить французский концерн «Тоталь», немецкие фирмы. Теперь же, судя по всему, надо ждать американцев.




Ливия предлагает Болгарии выкупить своих граждан

"