Posted 21 июля 2010,, 20:00

Published 21 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Премьерский «парашют»

21 июля 2010, 20:00
В среду президент Грузии Михаил Саакашвили внес в парламент страны проект новой конституции, подготовленный госкомиссией, созванной по его распоряжению год назад. Ожидается, что проект будет принят законодателями уже осенью нынешнего года и, кроме отдельных положений, вступит в силу в 2013 году, по истечении второго п

В предложенной Саакашвили «смешанной модели» будущего государственного устройства страны значительно ослаблена президентская власть и ощутимо усилен институт премьер-министра. Расширяются и полномочия законодателей. Авторы и сторонники проекта называют его «сбалансированной моделью государственного устройства». «Мы точно провели грань между полномочиями президента и полномочиями правительства. Парламент является единственным источником формирования правительства. Думаю, что это очень большой шаг вперед к европейской конституции», – заявил председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Павле Кублашвили. В свою очередь секретарь государственной конституционной комиссии Тенгиз Шарманашвили на специальной пресс-конференции особо подчеркнул, что грузинская конституционная реформа положительно оценена Венецианской комиссией (консультативным правовым органом, функционирующим при Совете Европы).

Однако есть и критики, в том числе политическая оппозиция и известные юристы. Десять политических партий страны сделали по этому поводу специальное заявление. Оппоненты президента считают, что основной закон государства «подогнан» под Михаила Саакашвили, который по истечении своего второго президентского срока в 2013 году собирается остаться «у руля» уже в качестве премьера с расширенными полномочиями. Их не убедили слова самого Саакашвили о том, что «Грузия никогда не будет каким-то «бантустаном», где конституция и законы написаны под одного конкретного человека». Оппозиционеры призвали не спешить и передать проект новой конституции на утверждение не нынешнему парламенту, где правящее «Национальное движение» имеет конституционное большинство, а новому законодательному органу, который будет созван в ходе внеочередных выборов. Комментируя это предложение, президент Грузии заметил, что это означает то же самое, что если, скажем, на чемпионате мира по футболу не побеждает сборная Бразилии, то выдвигается требование провести внеочередной чемпионат. Кстати, Саакашвили почему-то особо остановился на приведенной им же аналогии, подчеркнув, что его оппоненты вовсе не сборная Бразилии и вообще «не того ранга команда».

Напомним, что помешать возможным премьерским амбициям президента уже попытались грузинские лейбористы. Они в ультимативной форме потребовали от председателя государственной конституционной комиссии Автандила Деметрашвили законодательно зафиксировать запрет главе государства по истечении второго срока его полномочий претендовать на пост премьер-министра или спикера парламента. О необходимости схожих ограничений заявляли и «Свободные демократы» (лидер – экс-постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания). «НИ» уже писали, что эта инициатива была расценена властями как грубое нарушение прав человека. Хотя целый ряд экспертов, в их числе глава общественной конституционной комиссии Вахтанг Хмаладзе и бывший член Европейского суда по правам человека Миндия Угрехелидзе, с этим не согласны. «Если возможно ограничение на пост президента, то почему нельзя ограничить право на занятие какой-либо другой высокой государственной должности?» – сказал «НИ» г-н Хмаладзе.

"