Posted 21 июня 2010,, 20:00

Published 21 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Стоп, конвейер

21 июня 2010, 20:00
Иностранные предприятия, базирующиеся в Китае, в первую очередь японские, в эти дни охвачены настоящей эпидемией забастовок. Едва завершилась стачка работников завода – поставщика деталей для Toyota, как забастовали сотрудники сборочного завода Toyoda Gosei. Порой эти акции сопровождаются насилием: на днях западные те

На днях официальный рупор ЦК КПК – газета People’s Daily – посвятила проблеме низких зарплат рабочих передовицу, а премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал предпринимателей, как китайских, так и зарубежных, улучшить условия труда. «НИ» уже рассказывали о том, что власти сами начали повышать зарплату на госпредприятиях. В Пекине постоянно напоминают о необходимости сохранить «социальную гармонию» в стране.

Однако переговоры трудящихся с работодателями далеки от какой-либо «гармонии». Так, многочисленные встречи профсоюзных делегаций с администрацией сборочного автозавода Honda, расположенного в Гуанчжоу (юг КНР), сопровождались эмоциональными комментариями сторон, но не удовлетворили активистов рабочего комитета. Администрация согласилась поднять базовую ставку зарплаты, но всего на 200 юаней – до 1140 в месяц (около 170 долларов). Сейчас профсоюз оценивает все «за» и «против» забастовки. Не исключено, что автомобилестроители скоро остановят конвейер.

Только вчера завершилась забастовка на пивоваренном заводе Chongqing Brewery в Чунцине (центральный регион Китая), частично принадлежащем датской пивоваренной компании Carlsberg. Список можно продолжать и продолжать, ведь Китай уже не тот, каким был еще 10 лет назад. В местной прессе и Интернете развернулась бурная дискуссия о повышении зарплат рабочих и последствиях, к которым оно может привести.

Конечно, это обсуждение не было бы столь энергичным, если бы не благожелательное в целом отношение правительства к акциям рабочих. Да и население в целом такую борьбу поддерживает. При этом, кстати, на интернет-форумах можно часто встретить ссылки на западные страны, где забастовки в порядке вещей. А недавняя эпидемия самоубийств на заводе компании Foxconn в Шеньчжене привлекла внимание уже зарубежной общественности к положению китайских рабочих и заставила администрацию повысить зарплаты более чем вдвое.

Сохранить социальную стабильность в стране, конечно, очень важно, но Китай уже сейчас начинает сталкиваться с последствиями роста зарплат. С каждым днем все больше фирм переносят производство во Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу и другие страны, где рабочая сила еще очень дешева. И хотя составляющая стоимости зарплат в общей стоимости товаров в Китае все еще низкая – около 5% (в Бразилии, к примеру, зарплаты в среднем в четыре раза выше), растут и другие расходы: на электроэнергию, воду. Все это, естественно, делает китайские товары более дорогими, отражаясь на их конкурентоспособности.

КИТАЙСКИЕ ШАХТЫ – ЛИДЕРЫ ПО АВАРИЯМ

В Китае хорошо понимают, что за повышением зарплат нельзя забывать и об оставляющей желать лучшего технике безопасности на заводах и фабриках. Особенно часто аварии происходят на угольных шахтах, покрывающих потребности страны в электроэнергии на 70%. Только по официальным данным, в прошлом году на китайских шахтах произошло 1616 несчастных случаев, в результате которых погиб 2631 шахтер. Последняя авария случилась вчера на угольной шахте около города Пиндиншань (провинция Хэнань), где работы велись нелегально, так как лицензия на их проведение истекла еще 6 июня. В результате взрыва подземного порохового склада погибли как минимум 46 шахтеров. На момент подписания номера около 60 человек все еще находились под завалами.

"