Posted 21 июня 2004,, 20:00

Published 21 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Вопрос «Престижа»

Вопрос «Престижа»

21 июня 2004, 20:00
Вчера в столице Эстонии состоялось очередное заседание Совета государств Балтийского моря. Главным обсуждаемым вопросом была экология региона. А основным «ответчиком» по теме – Россия, точнее, ее премьер-министр Михаил Фрадков. Ему пришлось отстаивать право на жизнь устаревших танкеров (с одинарным корпусом), которые п

Накануне форума комитет старших должностных лиц Совета государств Балтийского моря (СГБМ) подготовил проект совместного решения, который запрещал с 5 апреля 2005 года вход в акваторию танкеров с одинарным корпусом, если они загружены мазутом, сырой нефтью и другими видами тяжелого горючего. От введения подобного табу пострадала бы в первую очередь Россия, которая широко использует эти устаревшие танкеры. Чтобы их разом заменить, потребовался бы не один миллиард долларов. Поскольку это невозможно, утверждение эстонской инициативы означало бы для России резкое снижение объема нефтеперевозок. Потому российская делегация, признав в принципе, что Балтику следует очистить от «мусора», настаивала на том, чтобы запрет вводился не сейчас, а через 5 лет. 2008 – 2010 годы – это, по мнению российских экспертов, наиболее реальный срок.

Несмотря на то что большинство участников саммита с такой позицией не согласились, решение по танкерам с одинарным корпусом принято не было – в СГБМ решения принимаются консенсусом. В результате Балтийский форум ограничился всего лишь декларацией о намерениях. Проблема между тем осталась.

По сути, всю эту дискуссию можно считать послесловием к аварии танкера «Престиж» в 2002 году у берегов Испании, с последствиями которой испанцы сражаются до сих пор. Разлившаяся нефть, между прочим, российского происхождения, вызвала экологическую катастрофу у побережья Галисии и подтолкнула страны Евросоюза к ужесточению норм транспортировки нефти в прибрежных водах. Ну а поскольку почти все российские танкеры грузятся нефтью в балтийских портах, сегодняшние опасения эстонцев, немцев и разных прочих шведов по поводу безопасности транспорта, используемого российскими компаниями, небезосновательны. Что же касается сроков, то и они придуманы не эстонцами, а продиктованы им Евросоюзом, куда недавно вошли Эстония, Латвия и Литва.

Остается добавить, что, несмотря на важность «танкерного вопроса», главным событием саммита был все же не он, а присутствие в Таллине Михаила Фрадкова: российские руководители не посещали страны Балтии с 1991 года. Таллинские журналисты рассказывают, что первых лиц Эстонии, Литвы и Латвии больше занимал вопрос личной встречи с российским премьером, чем повестка дня Балтийского форума. К Фрадкову в Таллине, можно сказать, становились в очередь. В связи с приездом высоких гостей в эстонской столице были приняты беспрецедентные меры безопасности. Центр города наводнили полицейские, движение было закрыто. Правда, в соответствии с европейскими традициями, жителей о неудобствах предупредили заранее.




Белое море почернело от мазута

"