Posted 21 апреля 2015,, 21:00

Published 21 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:42

Updated 8 марта, 03:42

Мурси и его «Братья»

Мурси и его «Братья»

21 апреля 2015, 21:00
В Каире вынесен приговор Мухаммеду Мурси. Экс-президент Египта, которого поддерживает всемирно известное исламистское движение «Братья-мусульмане», приговорен к 20 годам тюремного заключения за подстрекательство к насилию, приведшему к многочисленным жертвам, злоупотребление властью и губительные для египетской экономи
Сюжет
Суды

Вынесения приговора ждал весь Египет. Из зала суда прямую трансляцию вело телевидение. Судья Ахмед Юссеф зачитал приговор по Мурси и 12 лидерам «Братьев-мусульман», среди которых были и генсек движения Мохамед аль-Бельтаги и бывший член парламента Эссам аль-Эриан. Они были признаны виновными в организации насилия, похищениях людей и пытках, совершенных в конце 2012 года, и приговорены к 20 годам тюремного заключения. Лишь один, зато самый серьезный, карающийся смертной казнью, пункт обвинения (убийства) был отклонен.

Это первый обвинительный приговор Мурси, смещенному летом 2013 года в результате военного переворота, во главе которого стоял нынешний глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Нынешний египетский лидер проводит последовательную политику на уничтожение «Братьев-мусульман». Как и во времена президента Хосни Мубарака, свергнутого в 2011 году, движение было признано судом террористической организацией, угрожающей не только Западу, но и арабскому миру, и вновь запрещено на территории Египта. Сотни исламистов были приговорены к смертной казни, хотя пока ни одного приговора не приведено в исполнение.

Мурси, ставший первым президентом-исламистом за все время существования страны, руководил Египтом всего год. Но за это время его политика разделила страну на два непримиримых лагеря. Широкие протесты начались в конце 2012 года после того, как Мурси подписал указ, расширявший его полномочия. Сторонники «Братьев-мусульман» считали это необходимым для ограничения власти и влияния судебной системы. Там оставалось немало сторонников Мубарака, которые в подавляющем большинстве были настроены против нового главы государства и исламистов. С момента свержения Мурси «Братья-мусульмане» обещают вернуться во власть мирным путем, путем поддержки народа. Однако похоже, что египтяне устали от насилия, последовавшего за февральской революцией 2011 года, и согласились простить новому президенту и военным многочисленные нарушения прав человека ради стабильности и безопасности. Видимо, так относится к происходящему и Запад: о санкциях против Египта и его новых властей сейчас и речи не идет.

Летом Мурси исполнится 64 года, так что на свободу он выйдет глубоким стариком. Однако, по словам его сына Усамы, являющегося одним из адвокатов своего отца, экс-президент после освобождения твердо намерен вернуться в политику. Интересно сравнить отношение властей страны к Мурси и его предшественнику. Хосни Мубарака за прошедшие после революции четыре года судили не раз и по всем обвинениям вместе с сыновьями фактически оправдали. По символическому совпадению, обоих президентов даже судили в одном месте – в здании полицейской академии.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Александра Филоника, объяснение в разнице приговоров двум свергнутым лидерам простое: несмотря на все старания Мурси и исламистов, убрать из власти всех сторонников Мубарака не удалось. Но главное, пожалуй, даже не это, а разное отношение в обществе к обоим лидерам. Даже противники Мубарака признают, что у него гораздо больше заслуг перед страной и народом, чем у Мурси. Все-таки он правил 30 лет, во время которых Египет пережил разное, в том числе рост экономики. Эксперт скептически оценивает возможности «Братьев-мусульман» одержать верх в их противостоянии с государством. «С одной стороны, у них осталось немало сторонников, особенно в сельской местности. Но вместе с тем Египет все же является светским государством, с соответствующими традициями. Это значит, что исламистам, даже в случае новой победы, будет трудно удержать власть», – замечает г-н Филоник в беседе с «НИ».

"