Posted 21 апреля 2009,, 20:00

Published 21 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Свобода дороже денег

21 апреля 2009, 20:00
Министерство финансов США думает сейчас о том, стоит ли разрешать банкам страны вернуть вложенные в них правительством средства. Банкиры же, видя, как государство в обмен на помощь все активнее вмешивается в их деятельность, осознают: за все надо платить. Не только долларами, но и независимостью, а то и личным благопол

Проблема появилась после того, как два крупнейших банка США – Goldman Sachs Group Inc. и J.P.Morgan Chase & Co. – заявили о своем желании вернуть правительству полученные от него кредиты. Банкиры явно опасаются, что им во вред пойдут сопроводившие выделение денег обязательства, включая право государства регулировать выплаты окладов и премий руководству компании. В ответ на это американский министр финансов Тимоти Гайтнер заявил, что стабильность отдельных банков не единственный критерий, по которому будет определяться, каким финансовым компаниям можно разрешить вернуть долги государству. «Мы хотим убедиться в том, что финансовая система не только стабильна, но и не способствует углублению спада в экономике. Мы хотим располагать достаточными объемами капитала, чтобы иметь возможность поддержать восстановление», – подчеркнул он.

В ближайшее время правительство завершит стресс-тесты 19 крупнейших банков США и определит, нужна ли им помощь для поддержания нормальных объемов кредитования, и если да, то в каком объеме. Банкирам будет дано полгода, чтобы привлечь средства частных инвесторов или согласовать дополнительные вливания с правительством. Ситуация осложняется тем, что кризис фактически убил доверие банков к правительству. Власть, в свою очередь, подозревает во всех тяжких финансовые компании, которые, как она полагает, ради личной выгоды руководства могут отказаться от госпомощи, поставив страну на грань экономической катастрофы. Рядовые же американские потребители, похоже, не верят ни тем, ни другим.

Банкиры действительно берут бюджетные деньги с большой оглядкой, опасаясь, что и по взятым уже средствам придется платить сполна не только долларами. Перед их глазами многочисленные примеры того, чем может обернуться правительственная помощь. Никто не хочет пойти следом за Риком Вагонером, который стоял у руля General Motors без малого девять лет, а потом вдруг в одночасье покинул пост исполнительного директора и председателя правления компании под давлением администрации Барака Обамы.

Другой пример вмешательства властей во внутренние дела компаний, получивших деньги от государства, явил Дик Парсонс, председатель совета директоров Citigroup. За 45 млрд. долларов госпомощи ему сначала пришлось расстаться с 36% акций. А недавно «по просьбе правительства» он был вынужден заменить пятерых из 15 директоров на независимых финансистов. Кроме того, давление Минфина вынудило компанию отказаться от уже заказанного корпоративного самолета. Но главный предмет споров между банкирами и чиновниками из федерального правительства – это, конечно, размеры бонусов и других выплат топ-менеджерам банков, получивших деньги из бюджета.

Поняв, что деньги им дали не за красивые глаза, и немного придя в себя после самых тяжелых ударов кризиса, банкиры решили, что свобода дороже помощи. Пока с Минфином рассчитались пять региональных банков: Signature Bank of New York, Old National Bancorp of Indiana, Iberiabank of Louisiana, Centra Financial Holdings Inc. и TCF. Однако, даже выкупив у государства свои акции и вернув ему деньги, банкиры далеко не сразу освободятся от влияния чиновников. У федералов останутся «варранты» – полученные при каждом денежном вливании обязательства банка продавать Минфину акции в будущем по заранее установленной цене. Так, в случае с TCF, банком из Миннесоты, варрант дает государству право купить в течение 10 лет 3,2 млн. его акций по 16,93 доллара за штуку. В начале этой недели акции TCF стоили 14,35 доллара, но через несколько лет их цена, конечно, значительно вырастет, и банку просто невыгодно станет их продавать по установленной Минфином цене.

При помощи варрантов конгрессмены надеялись, что в будущем, когда банки выйдут из кризиса и начнут зарабатывать деньги, часть их прибыли достанется и налогоплательщикам, которые помогли им справиться с кризисом своими деньгами. Банкиры же хотят, конечно, при выкупе принадлежащих сейчас правительству акций эти варранты вернуть, но чиновники ссылаются на контракты и призывают не торопиться. Минфин настаивает на двухэтапной системе возврата. Федералы готовы вернуть варранты после переговоров с оценщиками и установления цены акций.

Пока у министерства финансов США остаются варранты, оно сможет влиять на политику банков, хотя и не так сильно, как сейчас. Например, власти смогут регулировать прием на работу иностранных граждан. Но по главному пункту нынешних разногласий – размерам выплат дивидендов и бонусов – банкиры смогут принимать самостоятельные решения без оглядки на чиновников. «Когда разрабатывалась система помощи, все делалось очень быстро, наспех,– объясняет сложившуюся ситуацию Диана Кэйси-Лэндри, старший операционный сотрудник Ассоциации американских банкиров.– Думаю, что люди тогда не слишком задумывались о последствиях».

"