Posted 21 марта 2005,, 21:00

Published 21 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Догнать Америку

Догнать Америку

21 марта 2005, 21:00
Сегодня в Брюсселе начнет работу двухдневный саммит стран Европейского союза. Его задача – оценить, насколько близка объединенная Европа к своей заветной цели – стать таким же экономическим гигантом, как Америка.

Напомним, на аналогичном саммите, прошедшем в Лиссабоне четыре года назад, европейские лидеры приняли амбициозное решение – «сделать к 2010 году экономику ЕС самой конкурентной и динамичной в мире». Был разработан целый ряд мер, названный «Лиссабонской стратегией». По мнению экспертов, к настоящему времени ни один из ее пунктов в полной мере не выполнен. Мешают внутренние разногласия.

Во-первых, у Евросоюза все еще нет единой конституции. Каким образом ее отсутствие тормозит выполнение задач «Лиссабонской стратегии», озвучил председатель Еврокомиссии Романо Проди. «Сейчас в Евросоюзе действует так называемый принцип консенсуса. То есть при принятии того или иного решения все страны Союза должны высказаться «за». Если хотя бы одна оказывается «против» – предложение отклоняется. При такой системе очень часты разногласия – каждый отстаивает свои национальные интересы, поэтому нет никакого продвижения вперед. А новая конституция предполагает целый ряд вопросов, в решении которых будет учитываться мнение большинства», – заявил Проди.

Получается, что конституция нужна объединенной Европе как воздух. Однако принимать ее она не спешит. Для ратификации основного свода законов необходимо, чтобы его текст одобрили все 25 стран – членов ЕС. Испания дала старт национальным голосованиям – в феврале здесь состоялся референдум по конституции. Старт оказался успешным. Почти 80% испанцев сказали документу «да». Но в дальнейшем ничего хорошего общеевропейской конституции не предсказывают. Впереди референдумы в главных странах-евроскептиках, таких как Великобритания, Ирландия, Польша или, скажем, Франция. В последней, кстати, по данным недавних опросов, против ратификации 52% французов. Всего несколько дней назад таковых было на процент меньше.

Еще одним камнем преткновения в реализации «Лиссабонской стратегии» до недавнего времени были разные взгляды европейского руководства на экономические реформы. В частности, на пересмотр так называемого Пакта о стабильности – главного финансового закона Евросоюза. Он предусматривает штрафы в отношении стран, чей бюджетный дефицит превышает 3% от ВВП. Предполагалось, что так в рамках Союза будет поддерживаться экономическая стабильность. Однако Пакт себя не оправдал. Первые разговоры о необходимости его реформирования начались после того, как выяснилось, что его условия не выдерживают даже такие «тяжеловесы» Евросоюза, как Германия, Франция и Италия. В общей же сложности целых 10 стран не укладываются в трехпроцентный лимит.

Смягчить требования решили на днях, буквально перед открытием саммита. В минувшие выходные министры финансов стран ЕС собрались в Брюсселе и сформулировали изменения в тексте Пакта. Отныне провинившимся странам будет выделено два года вместо одного на то, чтобы привести свои финансовые дела в порядок. Только после этого срока их могут штрафовать. Кроме того, министры утвердили список «смягчающих обстоятельств» – экономических факторов, которые Еврокомиссия должна принимать во внимание, прежде чем применить к нарушителю санкции. Комиссары будут закрывать глаза на дефицит бюджета, если он вызван, скажем, тратами на здравоохранение, развитие науки или проведение социальных реформ, которые в будущем приведут к увеличению бюджетных отчислений.

Что касается самого саммита, то, скорее всего, он станет очередным небольшим шагом, сделанным объединенной Европой к повышению конкурентоспособности своей экономики. Очевидно, что такими темпами догнать и тем более перегнать заокеанского соседа удастся еще не скоро. Разрыв гигантский. Так, по данным авторитетной организации «Всемирный экономический форум», достижения США оцениваются в 5,55 очка (при общей 7-балльной шкале это «мировой рекорд»), а Европы – лишь в 4,97. На то, чтобы преодолеть такой разрыв, вряд ли хватить пяти лет.




Беглый генерал мешает интеграции Хорватии в Евросоюз

"