Posted 21 февраля 2006,, 21:00

Published 21 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Полковнику еще напишут

Полковнику еще напишут

21 февраля 2006, 21:00
В понедельник в Париже начался суд над Бобом Денаром – признанным вожаком «солдат удачи», своего рода человеком-легендой. Точное число военных операций, числящихся за ним в разных странах мира, сегодня не берутся определить даже французские прокуроры. Это уже не первый процесс над Денаром (два предыдущих он выиграл). Т

В общей сложности не менее десятка госпереворотов в Африке – дело рук Боба Денара. На Черном континенте его вроде должны ненавидеть – наемничество считается здесь самым тяжким политическим грехом. Однако с Денаром, начавшим африканскую эпопею своей жизни еще в 1960 году, все иначе. Полковника не раз звали на помощь король Марокко, президент Габона и разного рода повстанцы. Правда, за попытку переворота в Бенине в 1975-м местный суд заочно приговорил его к смертной казни. В биографии «неистового Робера» (Боб – наиболее известный, англизированный вариант его имени) были, например, такие экзотические эпизоды, как бросок с группой спецназовцев-велосипедистов в глубь Конго, на помощь местным партизанам, и путешествия по аравийским пескам, когда он пытался вернуть на трон свергнутого йеменского имама.

В отличие от многих нынешних «солдат удачи» для полковника деньги не были самоцелью. Собственно говоря, почему он и погорел на Коморах. Небольшое островное государство в Индийском океане привлекло внимание Денара в 1978 году. Француз вмешался в местные политические разборки (что, кстати, было выгодно официальному Парижу) и сверг здешнего «строителя социализма» президента Али Суали. Денара одно время обвиняли в том, что его люди застрелили несчастного в постели, но он доказал, что пытался спасти неудачливого социального экспериментатора, но того растерзала толпа.

Дальше пошла сплошная романтика: женитьба на Мазне, вдове покойного Суали, переход в ислам, хадж в Мекку, рождение двух дочерей (всего у Денара 8 детей, четверо из которых – уроженцы Африки). Под своим мусульманским именем Мустафа М'Хаджу полковник стал министром обороны в новом коморском правительстве. Спокойная семейная жизнь «солдата удачи» длилась 11 лет, пока в 1989 году его друга и покровителя президента Абдаллу не убили в перестрелке собственные охранники. Денару пришлось покинуть Коморы. Однако, когда выяснилось, что Абдалла пал жертвой заговора, Денар решил отомстить – вопреки всякой логике наемничества. Перехлест эмоций, видимо, сыграл с ним злую шутку. Впрочем, сам Денар позже утверждал, что вернулся на Коморы с согласия французских спецслужб, что теперь оспаривает в суде обвиняющая сторона. В сентябре 1995 года полковник сдался французским коммандос.

Вчера Денар явился на судебное заседание, но отказался выступать. «Мой подсудимый находится не в лучшей физической форме. Но хуже всего то, что из-за болезни Альцгеймера пострадали его умственные способности и его память», – заявил адвокат Боба Денара. По-видимому, подсудимому теперь предстоит серьезное медицинское обследование.



Эдуард ЛИМОНОВ, писатель, политический деятель

– Мне довелось лично знать Боба Денара, брать у него интервью. Я думаю, Денара вряд ли осудят, и дело не в состоянии его здоровья. За полковника уже бралось французское правосудие, но всякий раз сами судьи относились к нему более чем сочувственно, порой даже с истинно французским обожанием и остроумием. Как-то я спросил полковника, почему после провала в 1975-м в Бенине он взялся за старое и высадился на Коморских островах. «Никогда не останавливайся на неудачах», – отвечал Денар. Достойный человек дожил до недостойной эпохи. Причем, если в случае с Коморами он, по собственному признанию, координировал действия со спецслужбами, то чаще всего все-таки преследовал собственные интересы и интересы своих друзей.

"