Posted 21 января 2007,, 21:00

Published 21 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Минск «разморожен»

21 января 2007, 21:00
Cегодня в Брюсселе собирается Совет министров иностранных дел Евросоюза. Министры обсудят проект формирования единой энергетической политики, предложенный Еврокомиссией. Речь пойдет о диверсификации источников и путей транзита и заключении договора об энергетическом сотрудничестве в рамках «политики европейского соседс

Амбициозный пакет из девяти предложений, который приняла Европейская комиссия 10 января, предусматривает прежде всего внутренние меры по объединению энергетического рынка ЕС, его либерализации и демонополизации, уменьшению доли нефти и газа в энергобалансе. Главный критерий – сокращение странами ЕС выбросов углекислого газа на 20% к 2020 году. В этом смысле борьба за эффективность равнозначна борьбе против глобального изменения климата, в которой ЕС решил быть мировым лидером. На все это предполагается потратить 900 млрд. евро за 25 лет в виде инвестиций. Подобная стратегия вряд ли воодушевит «простых европейцев», но, как отметил европейский комиссар по энерегетике Андрис Пибалгс, лучше сейчас увеличить расходы на 5%, чем потом платить на 20 и на 50% больше из-за роста цен на нефть и газ.

На условии анонимности один из представителей Еврокомиссии рассказал «НИ», что главы внешнеполитических ведомств обсудят так называемое приложение А к пакету единой энергетической стратегии ЕС. Оно включает весь комплекс ее внешних аспектов, включая работу с США и Китаем по сокращению выбросов парниковых газов. Евросоюз также будет «углублять энергетический диалог с Москвой и очень хочет включить принципы Энергетической хартии в переговоры о новом базовом соглашении о партнерстве ЕС–Россия, как только они смогут начаться». Брюссель стремится добиться предсказуемости и прозрачности всей системы. Поэтому Евросоюз будет координировать энергетическую стратегию с партнерами по «политике европейского соседства» (Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, потенциально – Белоруссия, а также ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки).

Новогодние нефтегазовые проблемы между Россией и Белоруссией подтолкнули к оживлению контактов между Брюсселем и Минском, хотя политические отношения между ними заморожены. «Белоруссия попросила установить с ней отдельный энергетический диалог, и мы дали позитивный ответ», – сообщил источник «НИ» в Еврокомиссии, подчеркнув, что речь идет о диалоге, конечно же, «только на техническом уровне».

"