Рус
Eng
Вечная победа «дружбы»

Вечная победа «дружбы»
Новость

21 декабря 2015, 00:00
Через десяток лет российская футбольная сборная, ни шатко ни валко выступающая на мировой арене, наконец-то получит европейского соперника, который будет хуже ее по всем параметрам. Это сборная Швеции. Футбольный союз этой страны принял решение о запрете объявления победителей и проигравших на соревнованиях детских ком

С 2017 года побеждать будет исключительно «дружба». «Мы не хотим подвергать детей излишнему стрессу во время соревнований, пусть они играют в свое удовольствие, в веселой и праздничной атмосфере. Делить подростков на лучших и худших неправильно, это вредит их психике», – объяснил сенсационное решение руководитель Шведского футбольного союза Карл-Эрик Нильссон.

Нововведение вызвало бурю протестов в обществе. Как показывают опросы, около 80% шведов считают, что спортивные чиновники перегнули палку, лишив юных спортсменов одного из главных стимулов к росту мастерства – стремления победить. Не поняли футбольных боссов и «на местах». Четверо из десяти руководителей клубов заявили, что «запрет на победу» резко снизит уровень подготовки футбольной смены.

Шведские обозреватели, обсуждая «новогодний подарок» стране, преподнесенный футбольным союзом, отмечают, что Карл-Эрик Нильссон действовал в духе социал-демократических политиков, ликвидировавших принцип соревновательности в школе полвека назад. Мотивы их действий были теми же, что и у сегодняшних футбольных чиновников: не подвергать детей стрессу, выделяя среди них лучших и худших. Еще в середине 60-х Швеция гордилась своей школьной системой, выстроенной в традиционном духе. Оценки выставлялись по пятибалльной системе, начиная с младших классов, за нарушения дисциплины школьников наказывали, «неуд» по поведению становился серьезным препятствием для продолжения учебы.

Так было, пока правящие социал-демократы не решили реформировать школу, которую назвали «последним островком авторитаризма» в Швеции. Ученики и учителя должны были стать равными во всем, иерархические отношения послушания и повиновения должны были смениться товариществом, оценки были отменены вплоть до шестого класса. Молодое поколение не следовало подвергать излишним стрессам. Кроме того, неизбежное разделение класса на отличников, троечников и двоечников приводило к расслоению юного сообщества, с которым боролись на всех уровнях строители «шведского социализма».

Оценить результаты реформы, проходившей медленно и по этапам, как и все шведские изменения, стало возможным лишь в последние годы.

Регулярное тестирование школьников, которое Швеция проводит по международной программе PISA, показывает, что юные шведы опережают своих зарубежных сверстников по умению работать в группе, по способности к самостоятельному мышлению, они не испытывают отчаяния по поводу того, что могут не справиться с нагрузками. Но в «базовом блоке» – освоении основных школьных дисциплин – идет очевидный спад на фоне подъема успеваемости в других государствах, где используется традиционный метод обучения. В результате властям пришлось дать задний ход. С 2017 года в порядке эксперимента в 100 школах по всей стране будет разрешено выставлять оценки с четвертого класса. Руководители футбольных клубов, приводя пример неудачи со школьной уравниловкой, добиваются от начальства разрешения сделать исключение хотя бы для крупных международных соревнований с участием юных спортсменов.

«Мы подумаем. Может, в исключительных случаях придется подвергнуть детскую психику насилию и пойти на то, чтобы объявлять победителей», – продемонстрировал готовность к компромиссу Карл-Эрик Нильссон.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter