Posted 20 декабря 2010,, 21:00

Published 20 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:39

Updated 8 марта, 06:39

Били всех

Били всех

20 декабря 2010, 21:00
Предвыборная либерализация в Белоруссии закончилась погромами, массовыми избиениями и арестами оппонентов действующей власти. Наблюдатели уверенно констатируют: белорусская оппозиция фактически разгромлена. Все ее лидеры, включая кандидатов в президенты, призвавших сограждан к массовым выступлениям протеста против фаль

Михаил Делягин рассказал, что «на площади Независимости, где я побывал и куда подошла одна из оппозиционных колонн (вторая была на Октябрьской площади), большому количеству народа вообще собраться сложно, ведь там расположен большой торговый центр. Тем не менее туда пришли тысячи людей. Собралась в основном молодежь 16–20 лет. Одевались тепло. Шли целеустремленно, кто побогаче – в лыжных костюмах, кто победнее – надели пуховики. Несмотря на холод, многие девушки были без шапок (они даже бравировали этим). Стояли поначалу молча, тихо. Но было процентов десять, которые завелись, во многом благодаря телепередаче, в которой тетушка из ЦИК искренне отвергала все претензии оппозиции в духе «мы того или этого не сделали, потому что не хотели».

«Кандидат в президенты Владимир Некляев (лидер гражданской кампании «Говори правду». – «НИ»), который громче всех призывал «выйти на площадь», отправил автобус со звукозаписывающей аппаратурой к месту событий, – продолжил Михаил Делягин. – Большое число людей сопровождало этот автобус, но их неожиданно отогнали, а Некляева кто-то ударил по голове, он потерял сознание. Все это делали люди в черном, не милиция».

«Правда, как этим людям удалось прорваться к автобусу через толпу, непонятно. Дальше – больше. На площади, как известно, последовала попытка штурма здания парламента, где расположен ЦИК, было много разбитого стекла. Многих белорусов, как сторонников властей, так и оппозиционеров, все это шокировало. Люди просто не верили в то, что случилось. «Это не мы», – звучало из их уст», – заключил г-н Делягин.

Если первыми на себя приняли удар люди из колонны Владимира Некляева, то второй колонне оппозиционеров во главе с другим кандидатом в президенты – Виталием Римашевским повезло больше. События развивались следующим образом. Их шествие с железнодорожного вокзала до Октябрьской площади никто не останавливает. Демонстранты, скандируя «Ганьба!», «Уходи!» и «Луку – в муку!», добрались до Октябрьской площади.

Выступают кандидаты в президенты – лидер гражданской кампании «Европейская Белоруссия» Андрей Санников, сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Римашевский, заместители председателя Партии белорусского народного фронта Григорий Костусев и зампред Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук. Лейтмотив выступлений один – «Александр Лукашенко не набрал 50 процентов голосов, он украл победу у народа». Вскоре толпа выстраивается в колонну и начинает движение в сторону площади Независимости. Люди перекрывают обе полосы проспекта Независимости. Несколько сотрудников ГАИ после недолгой перепалки ретируются. Колонна оппозиционеров, зажигая фаеры, движется к площади Независимости. Там расположены здания белорусского парламента, совета министров и ЦИК. К этому моменту число демонстрантов превышает по меньшей мере 10 тысяч. Милиции нигде не видно. Люди без особых проблем входят на площадь Независимости.

Около часа выступают лидеры оппозиции, которые говорят о массовых фальсификациях итогов выборов. Но вскоре на площади становиться неуютно – дает о себе знать 20-градусный мороз. Оппозиционеры группами отделяются от толпы и уходят.

Около 22 вечера звучит первый тревожный звон. Несколько человек начинают разбивать стекла в дверях ЦИК. Выступающий надрывается призывами «не подаваться на провокации». Но его особо и не слушают. Слышен звон разбившегося стекла и треск ломающегося дерева. Корреспондент «НИ», подойдя к дверям, видит нескольких молодых людей, которые в исступлении железными арматурами бьют по дверям. Их лица закрыты черными шарфами.

Вскоре опасения организаторов оправдываются. На площади появляется отряд спецназа. Теперь выступающий призывает «не трогать милицию и отойти от дверей». «Мы с вами – один народ!» – скандирует микрофон и за ним повторяет толпа. Спецназовцы теснят людей от дверей и сразу же уходят. «Они уходят!» – раздается крик в микрофон, и эти слова подхватывает толпа. Люди опять идут бить двери. Спецназ возвращается. На этот раз их гораздо больше. Милиционеры в первую очередь занимают площадку перед зданием ЦИК. Толпа скандирует: «Милиция с народом!» Но милиционеры продолжают отрядами прибывать. Все думают, что они стараются отсечь толпу от правительственных зданий. Поэтому люди им не мешают свободно войти на площадь. Вскоре на площади вырубают свет, начинается штурм.

Происходящее напоминало какое-то коллективное безумие. Вместо того чтобы разогнать толпу, спецназовцы берут людей в кольцо и начинают избивать. Вот молодая девушка, получив дубинкой по голове, падает без сознания. Вот еще несколько спецназовцев остервенело, ногами бьют мальчика лет шестнадцати. Спезназовец тащит за одну ногу девушку, которая истошно кричит. Операция милиции по освобождению площади от оппозиционеров заняла около 15 минут.

Семь из девяти оппозиционных кандидатов в президенты ночью были задержаны КГБ. Это Виталий Римашевский, Андрей Санников (задержали и его жену журналистку «Новой газеты» Ирину Халип), Владимир Некляев, Николай Статкевич, Алесь Михалевич, Григорий Костусев, Дмитрий Усс. Почти все они избиты (кроме Дмитрия Усса). Избитого неизвестными в штатском Некляева увезли в СИЗО непосредственно с больничной койки.

На свободе остались только Ярослав Романчук и Виктор Терещенко. Местонахождение большинства арестованных неизвестно. Всем задержанным политикам уже предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков. Общее число арестованных ночью оценивалось в 400–600 человек. Среди них оказалась как минимум одна гражданка РФ – активистка оппозиционного движения «Солидарность» 19-летняя Анастасия Рыбаченко. Суды над задержанными во время несанкционированной акции в Минске пройдут 20 и 21 декабря во всех райсудах белорусской столицы.

Вчера миссия ОБСЕ уже заявила что «действия милиции перечеркнули возможности». Глава миссии краткосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ Тони Ллойд заявил, что «Белоруссии еще предстоит проделать большой путь, чтобы соблюдать ее обязательства в рамках ОБСЕ». По словам г-на Ллойда, «аресты кандидатов в президенты и представителей гражданского общества и грубый разгон демонстрации будут являться тем бэкграундом, по которому будут оцениваться данные выборы». Посольство США в Минске заявило в этой связи следующее: «Мы особо обеспокоены чрезмерным применением силы со стороны властей, в том числе избиением и задержанием нескольких кандидатов в президенты и насилием против журналистов и активистов гражданского общества».

Напротив, Россия фактически признала легитимность голосования. Выборы в Белоруссии – внутреннее дело самой Белоруссии, но «для России важно, чтобы они отражали суверенную волю народа», заявил президент России Дмитрий Медведев. «Я надеюсь, что в результате этих выборов Белоруссия продолжит развитие по пути создания современного государства, основанного на демократии и дружбе со своими соседями», – подчеркнул российский президент. Глава исполкома СНГ Сергей Лебедев, возглавлявший миссию наблюдателей, на пресс-конференции объявил, что выборы его коллеги считают «открытыми, соответствующими избирательному законодательству и общепринятым демократическим нормам». По его словам, «комиссии всех уровней обеспечили свободное волеизъявление граждан», а наблюдательская миссия СНГ «не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимные выборы».

"