Posted 20 ноября 2014,, 21:00

Published 20 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Без салютов

Без салютов

20 ноября 2014, 21:00
День достоинства и свободы. Так официально назвали новые власти 21 ноября. Депутат новой Рады, а год назад просто украинский журналист Мустафа Найем – инициатор выхода людей на акцию протеста против решения Януковича не подписывать соглашение об ассоциации Украины с ЕС – снова зовет всех, кто вышел тогда, прийти ровно

Прошел очень тяжелый и страшный для Украины год. Он изменил и сторонников революции, и ее противников. Несмотря на ухудшение социальной стороны жизни, чего нельзя было избежать в стране, пережившей такое потрясение плюс (точнее, огромный минус) потеря территорий, а сейчас проходящей через горнило войны, киевляне стали намного патриотичнее, активнее и человечнее. По мнению столичных жителей, главное отличие Евромайдана от «оранжевой революции» в том, что украинцы поверили сами в себя, а не в отдельно взятого политика или партию.

Год назад в промозглый сырой вечер на Майдан вышли около ста человек. «Попить чайку!», – как написал в «Фейсбуке» журналист Мустафа Найем. Собралась приятная тусовка старых приятелей. Правда, в окружении автобусов с вооруженным до зубов «Беркутом».

Тогда смятую желто-голубую ленточку мне протянул коллега, а приладить ее на куртку помог бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. Все вокруг говорили о том, что власть сильна, глуха и слепа, а нас катастрофически мало, чтобы что-то реально изменить. Никто бы не поверил, если бы кто-то тогда предсказал, что произойдет со страной в течение последующего года...

Что с 30 ноября прошлого года утро жителя Киева будет начинаться не с традиционной чашки кофе, а с тревожного просмотра ленты новостей. Что пить чаек и греться у бочек на Майдане мы будем чуть ли не каждый вечер долгие месяцы. Что после Нового, 2014 года прольется первая кровь. Что мы станем свидетелями расстрела активистов на Институтской и будем с ужасом стоять над их телами и сквозь слезы наблюдать за бесконечной вереницей машин, везущих накрытых пропитанным кровью флагом самообороновцев на территорию Михайловского монастыря. И после этого снова выйдем за стены монастыря и спустимся на Майдан...

Бегство президента. Животный страх Рады. Победа революции. Потом Крым. Российский триколор над украинскими городами. Трагедия в Одессе. Очереди добровольцев у военкоматов, дворники с повестками о мобилизации. Беженцы с востока и вхождение в повседневный обиход киевлянина слов «двухсотый» и «трехсотый» – вместо «убитый» и «раненый». Глаза молодых мальчиков без рук и без ног в госпиталях. Смерть детей и мирных жителей на востоке. Катастрофа пассажирского «Боинга». «Грады». «Грады». «Грады». Гуманитарные конвои. Ежедневные сводки с войны. Много слёз и много горя. Беспощадная информационная война. Обвал гривны. Инфляция. Рост цен. Страх замерзнуть зимой. Недовольство новой властью: «Не за это гибли на Майдане и гибнут на фронте». А еще ранее невиданная консолидация, стремление помочь ближнему. Желание построить новую страну.

За прошедший год на Украине прошли президентские и парламентские выборы. При этом гражданское общество отдает себе трезвый отчет: никакая революция не способна изменить натуру так называемой политической элиты. «Не был сторонником Майдана и не стал им. Понятно, что люди хотели изменений к лучшему, но результата нет. При власти те же лица, те же проблемы и еще куча новых. Надо Майдану дожимать всех политиков, а то лишь поменяли рыла у кормушки», – считает художник Игорь Арошин.

«Через это надо пройти. 10 лет назад отделались бы малой кровью, через 10 лет было бы намного хуже, чем сейчас. Оценить Майдан может только тот, кто своими глазами видел, что там происходило. Причем от начала и до конца. Оценить выбор нашей страны может лишь тот, кто утром бывал в Риме, а вечером в Москве. И сам сравнивал уровень жизни, культуры, прав человека и свободы слова. Наше будущее в Европе!» – убежденно говорит «НИ» учитель информатики одной из киевских школ Николай Самошенко.

«Раньше зарплата была 500 долларов, а сейчас 250! Одна радость – ребенок маленький, много вопросов не задает. Но жена стала пилить больше. Во время самого Майдана был против него категорически, но после появления российских войск в Крыму, после аннексии и всего того, что произошло и происходит на Донбассе, мои взгляды сильно поменялись. Все переосмыслил, хотя было и трудно признать свои ошибки. Особенно тяжело мне далось осознание того, что нож в спину воткнули те, кого я считал братьями. Со многими родственниками и друзьями в России теперь не общаюсь», – поделился с «НИ» своими ощущениями от произошедшего за минувший год логистик небольшой транспортной компании Константин Чевара.

Умиляет искренний патриотизм киевлян в быту: перекрашенные в желто-голубой цвет заборы, флаги в окнах и на балконах, национальная символика на одежде, автомобилях, вышиванки. Кроме того, для киевлян и гостей города новогодние и рождественские празднования больше не будут проводиться на майдане Независимости. Там, где долгое время стояла недостроенная Януковичем железная конструкция, прозванная в Киеве «кровавой ёлкой». Столица устанавливает новую традицию – отмечать на Софийской площади с живой елью и в формате традиционных украинских праздников. Главное действующее лицо на них – Святой Николай, а не Дед Мороз. Будут ли фейерверки? Не знаю. Слишком у многих беженцев и людей, прошедших через АТО, салюты вызывают тревогу и страх, ассоциируясь не с радостью, а с взрывами и смертью.

Евромайдан языком цифр

В событиях Евромайдана по всей Украине приняли участие около 20% населения страны. Об этом в ходе презентации опроса к годовщине начала революции сообщила директор фонда «Деминициативы имени Илька Кучерива» Ирина Бекешкина. По ее словам, в событиях Евромайдана в Киеве принимали участие 5% населения Украины, в других городах и селах – 6%. Еще 9% населения помогали митингующим. Больше всех в этих событиях принимали участие жители центрального и западного регионов Украины. В Киеве в Евромайдане принимали участие 9,5% жителей центрального региона, в других городах и селах – еще 2% жителей этого региона, 7,5% помогали митингующим. Из жителей западного региона 7% были в Киеве, 26% – в других городах и селах, 29,5% – помогали митингующим. В понимании того, чем был Евромайдан, относительно преобладает мнение, что это была «сознательная борьба граждан, которые объединились на защиту своих прав» (38% опрошенных), еще 17% считают, что протест был стихийным. «Госпереворотом» Евромайдан назвал 31% респондентов, при этом 16% думают, что этот переворот был подготовлен оппозицией, а 15% уверены, что он осуществлен при помощи Запада.

"