Posted 20 августа 2013,, 20:00

Published 20 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Она вела себя «плохо»

20 августа 2013, 20:00
Бывший президент Пакистана генерал Первез Мушарраф предстал перед судом. В числе прочего ему предъявлены обвинения в организации убийства Беназир Бхутто – первой женщины, ставшей премьер-министром в мусульманской стране. Военный диктатор, единолично правивший страной с 1999 по 2008 год, может быть приговорен к смертной

Первоначально обвинение экс-президенту планировалось предъявить 6 августа, но заседание перенесли на две недели по соображениям безопасности. Из-за угроз убийства Мушаррафа в городе Равалпинди, где проходит процесс, были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Обвиняемого доставили в здание суда под усиленной охраной. Дорогу охраняли сотни вооруженных полицейских, на крышах домов разместились снайперы. Процесс решено провести в закрытом режиме.

Прокурор Мохаммед Азар сообщил собравшимся у здания суда журналистам, что заседание было коротким и длилось около 20 минут. 70-летнему отставному генералу предъявлены сразу три обвинения: в убийстве Беназир Бхутто, в организации заговора с целью убийства и в содействии убийству. Обвиняемый заявил, что не признает себя виновным ни по одному из обвинений, а его адвокат Афшан Адил сказал репортерам, что дело против экс-президента сфабриковано его многочисленными политическими противниками. Следующее заседание суда назначено на 27 августа.

Жертва заговора и один из наиболее популярных в Пакистане политиков – Беназир Бхутто перед смертью сама публично заявила, что если ее убьют, то в ее смерти будет виноват Мушарраф – тогдашний президент страны. Его очень жестко критиковали за то, что он не обеспечил безопасность Бхутто, дважды возглавлявшей в 1990-е годы правительство Пакистана. Ее убили со второй попытки. В октябре 2007 года, когда она вернулась на родину после восьмилетней ссылки, на пути следования кортежа взорвались две бомбы. В результате терактов погибли более 130 человек, но сама Бхутто не пострадала. 27 декабря того же года после митинга в Равалпинди террорист-смертник выстрелил ей в шею, грудь и взорвал бомбу. Бхутто, на которой не было бронежилета, скончалась в тот же день во время операции.

Правительство страны тогда провело официальное расследование и объявило организатором преступления лидера пакистанских талибов Байтуллу Мехсуда, убитого американским беспилотником в 2009 году. Мушарраф не раз заявлял, что предупреждал Бхутто об угрожающей ей опасности, но она якобы не внимала его предупреждениям. И сейчас он не признает себя виновным. Мушарраф настолько уверен в оправдательном приговоре, что специально вернулся в страну из эмиграции в марте этого года, сдавшись правосудию. Действительно, доказать связь между Мушаррафом и убийцей обвинению будет крайне трудно. Этой же точки зрения придерживается и помощник генсека ООН Херальдо Муньос, возглавлявший международную комиссию по расследованию громкого убийства. Он считает, что Мушарраф несет политическую и моральную ответственность за убийство Бхутто, но и только. Об этом Муньос пишет в книге, посвященной расследованию, которая должна скоро выйти в свет. В опубликованном недавно отрывке говорится, что президент не обеспечил достаточной защиты экс-премьера. В книге приводятся слова бывшего пакистанского дипломата, якобы слышавшего, как Мушарраф заявил Бхутто: «Я буду вас защищать, если вы будете себя хорошо вести». Беназир же вела себя «плохо». Она заявила, что не будет работать под руководством Мушаррафа, и назвала его препятствием на пути развития Пакистана.

Сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Наталья Замараева в беседе с «НИ» отметила, что судебный процесс носит ярко выраженную политическую окраску, так как действующий премьер-министр Пакистана Наваз Шариф является не только политическим, но и личным врагом подсудимого. Именно его Мушарраф сменил на посту президента в результате военного переворота в 1999 году. «Шариф провозгласил усиление борьбы с терроризмом в Пакистане, и поэтому слушания идут в закрытом режиме, как по террористическим делам», – пояснила г-жа Замараева.

"