Posted 20 июля 2011,, 20:00

Published 20 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:03

Updated 8 марта, 06:03

Выборы на кладбище

20 июля 2011, 20:00
В Польше опять на слуху смоленская трагедия – авария лайнера президента страны Леха Качиньского в апреле 2010 года. Польские власти обещали обнародовать результаты собственного расследования обстоятельств трагедии. Однако до сих пор это не было сделано. Как предполагают польские журналисты, причина в том, что комиссия

Как известно, на следующий день после трагедии была создана двусторонняя российско-польская следственная комиссия, которая и занялась выяснением причин катастрофы президентского борта. Окончательный вариант рапорта следователи МАК передали Варшаве 12 января этого года. Однако Польшу он не устроил, поскольку, как заметил тогда премьер-министр Дональд Туск, «в нем нет даже малейшего намека на вину российской стороны. Даже ошибочным действиям авиадиспетчеров аэродрома Северный не была дана должная оценка». Дорасследовать причины катастрофы Варшава решила уже без России. Были даже предприняты попытки привлечь к поискам «истины» США и Евросоюз. Впрочем, закончились они безрезультатно. А к концу мая и собственно польское следствие фактически завершилось. Отчет государственной следственной комиссии лег на стол премьера Туска 28 июня, и глава правительства заявил, что в ближайшее время документ будет опубликован. Однако вдруг вспыхнул новый скандал.

Как выяснила газета «Fakt», по сути документ готов был еще в конце февраля. Проблема с его опубликованием заключалась в том, что члены следственной комиссии, в которую входили представители как военного ведомства, так и гражданские специалисты, сильно повздорили, на каком из ведомств лежит наибольший груз ответственности за катастрофу. Как сообщил изданию анонимный информатор из следственной комиссии, и военные, и гражданские ее члены составляли собственные списки «виновных». В них попали и представители президентской администрации, и генералитет ВВС и армии, и чиновники из канцелярии премьера, и Бюро охраны правительства, и много кто еще. Анонимный источник утверждает, что всего в списках находятся фамилии примерно 150 человек из различных ведомств государственной администрации, так или иначе несущих ответственность за катастрофу самолета.

В штабе партии «Право и Справедливость», возглавляемой братом погибшего президента Ярославом Качиньским, корреспонденту «НИ» рассказали, что поименно никто из виновных в катастрофе назван, скорее всего, не будет. Иначе это было бы подобно политическому цунами накануне парламентских выборов, которые состоятся уже в начале октября. «Это сильно подорвало бы авторитет правящей партии», – многозначительно заметили в штабе. Более того, по распространяемым «ПиС» слухам, Туск получил лишь одну из последних, но не последнюю версию расследования. И не официальную. Официальной попросту до сих пор нет, поскольку все члены следственной комиссии под этим документом не подписывались, как того требует регламент.

Результаты последних социологических опросов показывают, что партия Ярослава Качиньского, активно использовавшая «смоленскую карту» в течение последнего года и даже вплотную приблизившаяся по популярности к партии Дональда Туска, начала стремительно терять поддержку избирателей. По поводу бесконечного муссирования темы смоленской катастрофы и тем паче ее использования в межпартийной борьбе за места в сейме главный редактор еженедельника «NIE» Ежи Урбан саркастично заметил: «Нынешние парламентские выборы в Польше следовало бы проводить на кладбище».

"