Posted 20 июля 2004,, 20:00

Published 20 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Фарнборо: триумф гигантов и невидимок

Фарнборо: триумф гигантов и невидимок

20 июля 2004, 20:00
На аэродроме Фарнборо под Лондоном третий день проходит самый представительный в мире авиасалон. Главной интригой обещает стать борьба мировых гигантов авиастроения – компаний «Боинг» и «Эйрбас».

Любопытно, что в этом году на летном поле Фарнборо нет натуральных образцов российской авиатехники. 64 компании, представляющие нашу страну, привезли с собой только макеты и стенды. Даже традиционный завсегдатай такого рода шоу, корпорация «Сухой», чьи грозные истребители неизменно привлекали толпы зрителей фигурами высшего пилотажа, ограничилась демонстрацией фрагмента пассажирского салона нового российского среднемагистрального лайнера RRJ.

С этим самолетом связана и первая сенсация салона: подписание соглашения на закупку авиакомпанией «Сибирь» 50 таких лайнеров, предназначенных для региональных авиарейсов.

Комментируя подписание соглашения на закупку 50- и 95-местных самолетов RRJ, Евгений Шапошников, бывший главком ВВС, а ныне консультант «Сухого», отметил: эта сделка – «хороший пример того, что российские авиакомпании способны покупать самолеты без вмешательства государства, а производители – делать хорошие самолеты самостоятельно и на внебюджетные средства». По предварительным сведениям, интерес к новой российской машине проявляют даже такие крупные авиаперевозчики, как «Эйр Франс», «Люфтганза», «Ибериа», а также ряд авиакомпаний из Юго-Восточной Азии.

Основные же игроки на рынке коммерческих самолетов – европейский «Эйрбас индастриз» и заокеанский «Боинг корпорэйшн» – вероятнее всего, приберегают сообщения о своих коммерческих успехах до последних дней работы салона. Попавшая в прессу информация о продаже в Дубай 13 машин «Боинг 777-300ЕР» по цене 2,96 млрд. долл. новостью как таковой не является – о сделке было известно едва ли не за полгода. Американцы и сами не очень шумят об этом: их сейчас куда больше заботит скорое завершение амбициозного проекта авиастроителей Старого Света – суперлайнера А-380, рассчитанного (в зависимости от модификаций) на перевозку 500 – 700 пассажиров. Когда в конце года новый самолет поднимется в воздух, он станет самым вместительным авиалайнером мира, что автоматически положит конец почти 30-летней монополии «Боинг-747» на рынке самолетов большой вместимости.

Впрочем, американцы получат свой кусок пирога: большая часть элементов крыла для еврогиганта будет поступать на сборочный завод во французской Тулузе с боинговского предприятия в Уичито, Калифорния. Да и асимметричный ответ конкурентам почти готов: им станет «Боинг 7E7» «Дримлайнер». Он принимает на борт только 200–250 человек, но, обладая большей дальностью и скоростью, может составить конкуренцию «Аэробусам» на трассах, связывающих удаленные провинциальные центры крупных стран.

Что касается военных разработок, то, пожалуй, самой интересной из них стал представленный тем же «Боингом» необитаемый ударный самолет X-45, созданный в рамках пентагоновской программы «Единая необитаемая боевая воздушная система». Ничего подобного европейцам и не снилось: конкуренцию на рынке боевых летающих роботов «Боингу» может составить только компания «Нортроп Грумман», которая также находится в США. Впрочем, этот концерн специализируется на морской авиации – в Фарнборо «Нортроп Грумман» представил беспилотный истребитель палубного базирования X-47B.

Мода на новый тип летательных аппаратов не случайна. Как считают в США, на сегодня рынок военных самолетов близок к насыщению, и чтобы продать что-то новое, требуется радикальная смена концепции системы вооружения. Беспилотные самолеты этому требованию вполне отвечают. Необитаемость позволяет применять их над территорией противника в рамках теории «войны с нулевыми жертвами», не подвергая себя политическим рискам в случае гибели или пленения летчика. Отсутствие человека на борту дает оператору-наводчику возможность совершать маневры с большими перегрузками. И наконец, из-за отсутствия кабины и систем жизнеобеспечения такие самолеты получаются легче и компактней, что упрощает применение технологии «невидимости». По оценкам российских экспертов, на создание беспилотной техники США тратят более 2 млрд. долл. в год, что позволяет им наращивать отрыв в этой области. Увы, по словам гендиректора «ОКБ Яковлева» Олега Демченко, «Минобороны России не имеет в настоящее время концепции применения беспилотных летательных аппаратов».

"