Posted 20 июня 2013,, 20:00

Published 20 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:58

Updated 8 марта, 04:58

Пешеходы поневоле

Пешеходы поневоле

20 июня 2013, 20:00
Неприятная новость для любителей выпить за рулем пришла из Белоруссии. Здесь нарушителей закона лишат не только прав, но и машины. Повторное в течение года задержание в нетрезвом виде за рулем будет грозить конфискацией автомобиля. Соответствующие изменения в законодательство внесла нижняя палата белорусского парламент

Законопроект был принят сразу в двух чтениях. Такая спешка объясняется тем, что поручение навести порядок с пьяными водителями на дороге дал лично президент Александр Лукашенко. Он же и должен утвердить проект закона после того, как будут исполнены необходимые парламентские процедуры. Через три месяца после подписания президентом документ вступит в силу. Значит, с новым законом автовладельцы столкнутся, вполне вероятно, уже этой осенью.

Ежегодно в Белоруссии выявляется 50–55 тыс. фактов управления автомобилями в нетрезвом состоянии. Последние несколько лет эта цифра не снижается. Юристы бьют тревогу. Анализ правоприменительной практики свидетельствует: существующие административные взыскания и уголовные наказания не способны сдержать любителей выпить. Слишком уж много повторных нарушений со стороны задержанных за пьянство за рулем. Именно тех, кто будет пойман под шофе за рулем повторно в течение 12 месяцев, и ждет конфискация автомобиля. Не пощадят ни тех белорусов, кто ездит по доверенности, ни иностранцев, включая россиян. Впрочем, правоохранительные органы обещают на первых порах не зверствовать. Генпрокурор Александр Канюк отметил, что мера носит не карательный, а, скорее, предупредительных характер, поскольку, зная о возможной конфискации, водитель лишний раз задумается, садиться ли ему за руль после употребления спиртного или прогуляться пешком.

Иное дело – если по вине пьяного водителя произошло ДТП, которое повлекло или увечье, или гибель людей. Согласно поправкам в законодательство, значительно увеличиваются сроки лишения свободы за такого рода преступления – до 10 лет без альтернативных вариантов наказания. Увеличены и штрафы за вождение в пьяном виде: с 15–35 базовых величин до 50–100 (1 базовая величина – приблизительно 12 долларов в эквиваленте). В белорусских правоохранительных органах объясняют, что это еще приемлемые расценки. Ведь в Латвии, например, за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения придется выложить 1600 долларов, а в США размер штрафа доходит до 10 тысяч.

Белорусы, особенно те из них, кто привык получать информацию не только из официальных источников, но и по Интернету, далеко не всегда полностью согласны с властями. Но новость о возможной конфискации автомобилей у пьяных водителей, как ни странно, не вызвала особого отторжения даже у самых убежденных противников Лукашенко. Есть вопросы по процедуре конфискации – она должна проводиться только после соответствующего решения суда. А в целом даже посетители оппозиционных интернет-форумов жалуются, что на белорусских дорогах стало неспокойно.

Пьяных и наркоманов за рулем все чаще приходится задерживать с погоней и стрельбой, как это было недавно в Бресте. Здесь неделю назад милиционерам пришлось десять раз стрелять в воздух и по колесам машины, прежде чем ее водитель – сильно нетрезвый 27-летний брестчанин – соизволил остановиться. Не исключено, конечно, что угроза конфискации автомобиля может привести к тому, что сотрудникам Госавтоинспекции придется такие погони устраивать чаще. Однако эта перспектива белорусов пугает меньше, чем возможность попасть под колеса пьяного лихача.

Наступление на нетрезвых водителей вместе с правоохранительными органами начали и медики. Минздрав выступил с предложением обязать пьяных водителей, пострадавших в аварии, компенсировать государству расходы на их лечение.

Вероятно, принятыми мерами в отношении дорожных нарушителей власти не ограничатся. Ведь история с ужесточением ответственности пьяных водителей подняла целый пласт проблем, связанных с безопасностью на белорусских дорогах. Сейчас в поле зрения ГАИ попали «стритрейсеры» – любители кататься наперегонки по ночным дорогам. Кроме того, много вопросов у правоохранительных органов вызывают и владельцы мотоциклов. После недавнего ДТП в столице, в котором мотоциклист насмерть сбил пешехода на переходе, заговорили об изменениях в процесс регистрации мотоциклов и даже о необходимости регистрировать двухколесный транспорт прямо при выезде из таможни. Еще столичная ГАИ обратила внимание властей на рев моторов, который по ночам мешает горожанам. Начальник ГАИ Минска Дмитрий Корзюк уже высказал предложение этот шум фиксировать, после чего привлекать байкеров к ответственности.

"