Posted 20 июня 2005,, 20:00

Published 20 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Министр обороны Украины Анатолий Гриценко

Министр обороны Украины Анатолий Гриценко

20 июня 2005, 20:00
Главной стратегической задачей Украины объявлена интеграция в Евросоюз и НАТО. Чтобы решить ее, украинские власти предпринимают шаги по реформированию законодательства, госструктур, вооруженных сил. Как все это происходит и не сказывается ли новый курс Киева на отношениях с Россией? Об этом и многом другом в интервью «

– Вы уже несколько раз встречались со своим российским коллегой. Удалось найти с Сергеем Ивановым общий язык?

– Думаю, что да. Это очень разумный, всесторонне развитый человек. У нас с ним широкий круг вопросов для обсуждения. Начиная от европейских и евроатлантических проблем до двусторонних отношений. Он мне показался очень рациональным человеком, который не хочет тратить время на те вопросы, которые не решаются. И мы договорились, что вместе будем браться за проблемы, которые от нас зависят и которые мы можем решить. Не будем давать пустых обещаний, а в двусторонних отношениях будем опираться на прямые контакты.

– Какие же вопросы, с вашей точки зрения, решаемы?

– Украину в первую очередь интересует военно-техническая сфера сотрудничества, поскольку оружие у нас было совместного производства – в рамках Советского Союза. Есть мощности у нас, есть мощности в России, Есть кооперационные связи, которые могут быть более эффективными. Есть планы создания новой техники типа Ан-70. Или ракет. Существуют планы модернизации техники с использованием потенциала двух стран. При этом можно создать новые рабочие места. Есть и другие возможности для взаимодействия. В частности, это касается создания профессиональной армии. На недавней встрече в Брюсселе мы договорились с Ивановым, что группа украинских специалистов приедет в Псковскую дивизию, которая полностью укомплектована контрактниками. Посмотрим, какой там есть позитив. Думаю, что полезным может быть и обмен мнениями по поводу характера современных угроз, по процессу расширения НАТО на восток. Какие это создает возможности или проблемы? Все это мы будем обсуждать в двустороннем формате. Либо в дополнительном формате, когда уже на полную катушку развернется комиссия Ющенко–Путин, в которой министр обороны России и я будем председателями подкомитета по безопасности.

– Какие проблемы создаст для дальнейшего сотрудничества с Россией вступление Украины в НАТО?

– Мы все это анализируем, как и Россия. Вспомните, были моменты, когда президент России говорил, что Польша никогда не будет в НАТО, иначе это создаст очень большие проблемы для безопасности России. Однако Польша вошла в альянс, и это не создало дополнительных проблем безопасности для России. То же было и с Прибалтикой.

– Когда Украина может вступить в НАТО?

– Определение точной даты не является для нас важным. Дело в том, что военная составляющая не играет определяющей роли в процессе интеграции в альянс. Куда важнее создать правовое государство, продемонстрировать свободу слова, экономические достижения, провести честные выборы. Это те ценности, которые исповедуют и защищают страны–члены НАТО.

– Когда, по вашему мнению, Украине сделают предложение к вступлению?

– Думаю, что политическое решение по этому вопросу в Брюсселе примут после парламентских выборов на Украине, которые пройдут весной следующего года. Эти выборы станут во многом показательными. Это будет своего рода испытание для новой власти: сумеет ли она провести их честно, не используя рычагов давления и админресурс. Если мы допустим те же ошибки, что и предыдущее правительство, то тогда двери в НАТО и Евросоюз закроются для нас навсегда.

– Судя по всему, система коллективной безопасности в рамках СНГ Украину не привлекает, у нее другие цели. Зачем же вы едете 24 июня в Душанбе на встречу министров обороны стран СНГ– Киев собирается вносить какие-либо инициативы?

– Это мое личное желание. Я не буду вносить инициатив в рамках сотрудничества в СНГ. Первоначально планировалось, что Украину на встрече будут представлять военные эксперты, но мне кажется, что двусторонние переговоры, которые я смогу провести в Душанбе со своими коллегами, будут результативными. К примеру, с министром обороны Азербайджана я собираюсь обсудить возможность взаимодействия двух стран в плане обучения летчиков. С Сергеем Ивановым – вновь затрону тему АН-70, вопросы Черноморского флота.

– А проблемы пребывания ЧФ России на территории Украины относятся к решаемым министрами обороны или нет?

– Здесь больше вопросов не военных, а экономических. Они у нас координируются МИД. В части, касающейся военной составляющей российского присутствия, мы с министром Ивановым еще в Москве пришли к пониманию того, что Россия останется на базе в Севастополе до 2017 года. Украина не будет поднимать вопрос о досрочном выводе флота, а Россия, судя по всему, тоже не собирается досрочно выводить свой флот. До истечения этого срока мы создавать проблем друг другу не хотим. Украина лишь настаивает на том, чтобы российское военное присутствие не нарушало законы нашей страны и не создавало никаких медийных волн. На этом мы и порешили. Если нужно изменить какие-то документы или разработать новые процедуры, мы оба готовы это делать. После разговора в Москве я полетел в Севастополь, посадил за стол двух командующих флотами и передал им все те же установки. Они оба их восприняли. Сейчас, если случается, что возникают какие-то проблемы, сразу же идет их обсуждение, и они снимаются. Подчеркиваю, это в той части, которая касается военной составляющей. Если возникнут проблемы, которые мы с Ивановым не сможем решить на нашем уровне, будем доводить их до президентов. Пока я не вижу такой необходимости.

– Будет ли в Душанбе обсуждаться возможность введения украинского миротворческого контингента в Нагорный Карабах и Приднестровье?

– Украина готова выполнять миротворческую миссию в странах, где ее присутствие приветствуется обеими сторонами конфликта.

– А когда украинские миротворцы будут выведены из Ирака?

– Точная дата вывода войск неизвестна, и она не зависит ни от какой страны, а только от обстановки в самом Ираке. Никто никаким образом не давит на Украину. Единственное условие руководства Ирака – не выводить войска во время референдума, так как это может внести элемент нестабильности в ситуацию в стране. До или после – пожалуйста.

– Министерство обороны добивается финансирования из государственного бюджета следующего года в размере 8,7 млрд. гривен (примерно 1,7 млрд. долл. США). Насколько это реально?

– Мы очень надеемся получить эти средства. Эта цифра заложена в бюджет, исходя из стандартов стран НАТО, предусматривающих выделение на оборону 2% внутреннего валового продукта. Минобороны также планирует получить дополнительные средства от реализации излишков имущества и техники.

– Будет ли продолжаться сокращение украинской армии?

– Мы планируем к 2011 году сократить армию почти вдвое – до 143 тыс. человек, из которых 23 тыс. – гражданские лица. Силы быстрого реагирования будут насчитывать 29 тыс. человек, из которых 6 тыс. – силы немедленного реагирования. Министерство также планирует снять госзаказ на изготовление танков, кораблей, транспортных самолетов и автомобилей. Нам не нужны сотни и сотни танков. По нашим оценкам, к 2012 году в украинской армии на вооружении будет 700 танков, 2100 бронетранспортеров, 1250 артсистем калибром свыше 100 миллиметров, 220 самолетов, 80 вертолетов и 18 кораблей. Причем особое внимание будет уделено обновлению техники. Считаем, что необходимо комплексное реформирование вооруженных сил страны.

– Наверное, не всем нравятся проводимые вами реформы?

– Я достоверно знаю, что заказ на мою дискредитацию есть. Его авторы сейчас находятся вне стен министерства. Не хочу называть фамилий, но это бывшие сотрудники высокого уровня и ряд людей, которые имели и еще частично сохраняют экономический интерес к министерству обороны. Они собираются вместе, думают, как можно все вернуть назад. Пытаются подкупить меня и моих сотрудников. Я знаю даже размер взяток, которые мне пытаются предложить, и придуманные способы, как это публично зафиксировать. Пока у них ничего не получается. Я сказал, что, если кто-то из моих подчиненных на это поведется, он немедленно вылетит из министерства. Боремся и с медийной дискредитацией. Ведь извращается любое хорошее начинание. Взять, например, решение жилищных вопросов. Мое желание максимально обеспечить военнослужащих жильем подается как авантюра. Люди пишут во все инстанции о том, что им нужны квартиры, и тут же заявляют, что не верят министру, который обещал их им дать. Если не верите – сидите без квартир! В прошлом году военнослужащие получили только четыре квартиры в Киеве. А вы дайте министру шанс выполнить свое обещание.

– На что ВС Украины будут делать ставку?

– Приоритетом вооруженных сил является развитие средств разведки, мобильного и транспортного компонента. Кроме того, при Генштабе будет создано главное управление разведки. Особое нововведение – создание единого оперативного командования, которое будет осуществлять координацию межвидовых операций вооруженных сил. До 2012 года будет достигнута полная совместимость сил быстрого реагирования ВС Украины с подразделениями НАТО.

– Согласно последним соцопросам, лишь 22% граждан Украины разделяют желание руководства страны вступить в НАТО. Многие мотивируют это нежеланием злить Россию.

– Это объясняется тем, что люди не знают, что такое НАТО сейчас. НАТО – это не монстр. У Украины с альянсом гораздо больше возможностей сотрудничества в гуманитарной, научной и прочих сферах, нежели в военной. Кстати, Россия сейчас принимает участие в большем количестве натовских проектов, чем Украина. Эта работа россиянами не афишируется, но она очень и очень активно ведется.

– Так кто первым вступит в НАТО – Украина или Россия?

– У меня такое ощущение, что не Россия. Уж очень она большая.

Справка «НИ»

Анатолий Степанович ГРИЦЕНКО родился в 1957 году в Черкасской области Украины.
В 1979 году окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище. За 25 лет военной карьеры проходил службу в строевых частях, работал преподавателем в высшем военном учебном заведении, на штабных должностях в минобороны Украины, возглавлял Управление проблем военной безопасности и военного строительства Научно-исследовательского центра Генштаба ВС Украины. В 1993 году окончил Институт иностранных языков минобороны США, в 1994-м оперативно-стратегический факультет Университета Военно-воздушных сил США. В 1995 году окончил Академию вооруженных сил Украины. Полковник запаса. Кандидат технических наук, автор свыше 100 научных работ, изданных, кроме Украины, в Бельгии, Нидерландах, США, ФРГ и Швейцарии.
По завершению военной службы работал руководителем Аналитической службы аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины.
С декабря 1999 года – президент Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Кроме того, с февраля 2000 года – внештатный консультант Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной рады Украины, а с ноября 2000 года – член Общественного совета экспертов по внутриполитическим вопросам при президенте Украины. Летом 2004 года возглавил аналитическое управление центрального избирательного штаба Виктора Ющенко.

"