Posted 20 мая 2009,, 20:00

Published 20 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:33

Updated 8 марта, 07:33

Потускневший штат

20 мая 2009, 20:00
В Калифорнии состоялся референдум по пакету антикризисных мер, предусматривающих экономию бюджетных средств. По предварительным данным, из шести инициатив, выдвинутых губернатором Арнольдом Шварценеггером, калифорнийцы поддержали лишь одну –заморозить оклады чиновникам. Спасая бюджет штата, власти, в свою очередь, хотя

Для калифорнийцев, уверен губернатор Шварценеггер, которого многие американцы до сих пор называют Терминатором, во вторник наступил момент истины. Только они сами могли остановить штат на краю обрыва и не дать ему рухнуть в бездну. Могли, но не сделали этого. Например, предложения урезать расходы на социальную сферу (в первую очередь образование и, здравоохранение) или пересмотреть различные льготы, полагающиеся госслужащим, были отметены с порога.

Образ «золотого штата», как еще совсем недавно называли Калифорнию, занимавшую по размерам внутреннего валового продукта (1,8 трлн. долларов, или около 13% от ВВП США) пятое место в мире, считая независимые государства, за время кризиса изрядно поблек. Здесь всегда жило немало богачей. Доходы штата сильно зависели от налогов, уплачиваемых миллионерами и миллиардерами, но в последнее время они резко упали. Положение столь серьезно, что у властей не хватает денег даже на школы и больницы. Десятки тысяч учителей, полицейских, пожарных и других госслужащих рискуют остаться без работы.

Безработица в самом густонаселенном штате Америки (37 млн. человек) недавно превысила отметку 11%, а бюджет на следующий финансовый год, который начинается в США 1 июля, запланирован с дефицитом 15,4 млрд. долларов. У Шварценеггера еще остается надежда на продажу принадлежащей штату недвижимости. Речь идет, к примеру, о тюрьме Сан-Квентин, которая семь лет назад отметила полуторавековой юбилей. Она занимает почти 2 кв. км на берегу бухты Сан-Франциско и окружена фешенебельными районами. По расчетам экономистов, продажа может принести казне более 1 млрд. долларов. Или взять лос-анджелесский стадион «Колизей», вмещающий более 90 тыс. зрителей. Это единственная на планете спортивная арена, дважды принимавшая Олимпийские игры (в 1932 и 1984 годах).

Впрочем, и здесь у Арнольда Шварценеггера наверняка возникнут большие трудности. Законодатели штата уже четыре года отказываются продавать Сан-Квентин. Их пугают затраты на строительство новой тюрьмы. Впрочем, возможно, скоро все изменится. К 2012 году, по решению суда штата, из-за плохих условий содержания должны быть освобождены свыше трети из 158 тыс. калифорнийских заключенных. Значительно разгрузить тюрьмы поможет и предложение Шварценеггера (если оно, конечно, будет принято) передать нелегальных иммигрантов из юрисдикции штата в юрисдикцию федерального центра. Со стадионом сложнее: придется преодолевать юридические преграды, поскольку он признан историческим национальным памятником, продажа которого формально невозможна.

"