Posted 20 февраля 2014,, 20:00

Published 20 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Первый украинский фронт

Первый украинский фронт

20 февраля 2014, 20:00
Центр Киева окончательно превратился в арену боевых действий, исход которых на момент подписания номера в печать оставался не ясен. Известно лишь, что число погибших составляет уже десятки человек. Формально объявленное в четверг перемирие сохранялось с переменным успехом. Перевести ситуацию исключительно в политическо

Это война. Страшное слово, которое гнали от себя без преувеличения все украинцы, увы, теперь уже полностью применимо к происходящему на улицах Киева. Нет больше «мирных митингующих» и «сил правопорядка»: есть две стороны вооруженного конфликта. И те, и другие применяют огнестрельное оружие, на руках и тех, и других – кровь.

Весь четверг из центра Киева поступала противоречивая информация. Исчерпывающе ясно было только одно: утром радикалы из «Правого сектора», не признав перемирие, о котором, якобы договорились власти и лидеры оппозиции, перешли в наступление. Днем милиция и внутренние войска отступили от Майдана. Ситуация несколько успокоилась.

Тем временем Виктор Янукович проводил встречу с главами МИД нескольких европейских стран, а в Верховной раде даже началась подготовка к экстренному заседанию. Когда в твиттере появились новости о том, что в парламенте присутствовали, пусть и не в полном составе, члены фракции Партии регионов, многие на Майдане вздохнули с облегчением: значит, в ближайшее время штурма не будет. Прежде «Беркут» решался на активные действия только в отсутствие депутатов в парламенте.

Майдан в четверг, в передышке между столкновениями, представлял собой пугающее зрелище. Тут уже нет зевак, которые смотрят на происходящее как на диковинный аттракцион. Все деловиты. Женщины готовят бутылки с зажигательной смесью, мужчины готовятся к очередному штурму. Кое-где в толпе заметно оружие – отнюдь не холодное, а огнестрельное: пистолеты, винтовки. Автоматов корреспонденты «НИ» не видели.

Несмотря на формально введенную властями блокаду Киева, приезжие сюда по-прежнему прибывают. Один из корреспондентов «НИ» беседовал минимум с несколькими людьми, которые говорят, что приехали в столицу в среду или четверг. «Надо всего лишь пересесть на пригородную электричку, их меньше шмонают», – так объяснил один из них, как ему удалось пробраться сквозь милицейские кордоны.

Киевляне выучили новое страшное слово: снайперы. «Старайся держаться ближе к домам, не выходи на открытое пространство – с крыш стреляют», – этот совет корреспонденту «НИ» давали несколько раз, причем, самые разные люди. О том, что большинство погибших стали жертвами снайперской стрельбы, знают все. Но кто именно стреляет, понять совершенно невозможно. Милиционеры говорят, что огонь по ним открыли майдановцы. Те, напротив, кивают на милицию или сотрудников СБУ. Снайперов видели многие. Их описывают как мужчин, одетых в камуфляж без знаков отличия – иногда с желтыми повязками на руках, как у майдановцев. Впрочем, Интернет переполнен видеосъемкой, как люди с такими же повязками общаются с бойцами «Беркута». Ближе к вечеру один из репортеров «НИ» стала свидетелем, как в госпиталь Михайловского собора с улиц, откуда отошли силовики, доставили не менее двух десятков погибших протестующих.

Остальной Киев, за пределами Майдана, сейчас живет слухами. Молниеносно по столице разнеслась новость о том, что дан приказ закрыть все автозаправки, и даже самые миролюбиво настроенные киевляне принялись штурмовать… АЗС. Корреспондент «НИ» связалась с владельцами самых крупных сетей, и те опровергли эту дезинформацию. Позже заговорили о том, что метро работает. Однако в нем якобы перевозят бойцов «Беркута», а также тысячи вооруженных гражданских сторонников власти, привезенных в Киев автобусами.

Паника с улиц и квартир перекинулась в социальные сети. Некоторые из слухов подтверждаются. Например, информацию о массовом завозе антимайдановцев («титушек») «Новым Известиям» подтвердили жители Харьковского массива. В этом районе Киева стоят автобусы, на которых привезли подозрительных людей. Неправдой оказалась информация о перекрытых мостах. Одним из жутких моментов стало видео того, как правоохранители бегут из центра города. На улицах Киева немедленно предположили, что власть намерена ввести танки. Мол, под них и освободили место. Звонок: «Мне позвонили знакомые с Березняков! Там школу номер 228 окружили «титушки»! Учителя забаррикадировали вход! Никому не могу дозвонится, бегу туда! Проверь!»… «Ты знаешь? Киевская больница номер 18 под обстрелом!»… «На Воздухофлотском проспекте «Беркут» бьет солдат-срочников! Они отказались идти против народа! Это правда?»… Проверить все просто нереально. Параллельно с войной на Майдане открыт второй фронт войны, информационный.

У репортеров, которые передают новости из центра событий, с самого Майдана, не выдерживают нервы. Многие срываются, описывая, как люди оплакивают убитых и раненых. Нервы сдают и у врачей. На вопрос «НИ», что нужно привезти, обращенный к одной из девушек-волонтеров, которая работает в медчасти неподалеку от Майдана, та просто сорвалась на истерику. И начала кричать, что нужны трубки для интубирования. Однако хирург больницы, собирающийся выехать на помощь коллегам, был искренне удивлен: «Какие трубки? Их же надо к чему-то подключать? Там же нет аппаратов искусственного дыхания». И предположил, что там пытаются спасти смертельно раненых, но, видимо, не могут совсем ничего сделать.

На мосту через Днепр в Черкассах огромные пробки, ГАИ и милиционеры с автоматами проверяют каждую машину, не помогают даже демонстрируемые билеты на самолет из аэропорта «Борисполь». Столь же дотошно правоохранители работают на трассах «Одесса – Киев» и «Житомир – Киев» (по ней в основном и едут в столицу жители Западной Украины). Часть «Варшавки», автострады «Киев – Варшава», на выезде из Гостомеля в сторону столицы, засыпана песком, чтобы движение было только по одной полосе. Аналогичная «хитрость» отмечена и при въезде в Киев на КПП: дорога перекрыта КРАЗами с песком…

"