Posted 20 января 2016,, 21:00

Published 20 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

Эфемерное правительство

Эфемерное правительство

20 января 2016, 21:00
Сообщение о создании правительства национального единства пришло вчера в редакцию агентства Associated Press от Президентского совета Ливии. Создание коалиционного кабинета приветствовали все. Однако никто не знает, насколько жизнеспособным и деятельным оно окажется. Тем не менее, создание нового правительства позволяе

Ливия погрузилась в хаос вслед за свержением в 2011 году режима Муаммара Каддафи. После окончания революции многочисленные милиции и банды головорезов отказались разоружаться и начали захватывать власть на местах. У центрального правительства в Триполи не было сил, чтобы контролировать всю страну.

В 2014 году в Ливии появились два парламента – признанная международным сообществом Палата представителей на востоке, в Тобруке, и исламистский Новый Всеобщий национальный конгресс (НВНК) в Триполи. Фактически это и стало началом гражданской войны.

Далее события развивались по сценарию, знакомому нам по Сирии и Ираку. Пока противоборствующие парламенты выясняли отношения между собой, в хаосе гражданской войны появилась и набрала силу джихадистская организация «Государство Триполи» (ГТ), ливийский филиал «Исламского государства» (запрещенной в России группировки). Ливийское ИГ попыталось захватить нефтяные месторождения и терминалы, единственный источник доходов республики.

В декабре 2015 года отдельные представители противостоящих парламентов согласились на предложенный ООН план создания правительства национального единства (на фото). В результате появился Президентский совет, который базируется в Тунисе. Он состоит из девяти человек и включает в себя представителей обоих парламентов и правительств, а также других политических партий и организаций.

Большинство членов Палаты представителей и Нового Всеобщего национального конгресса по разным причинам план ООН отвергли, несмотря на предостережение эмиссара ООН в Ливии Мартина Коблера. Он неоднократно подчеркивал, что любые задержки в выполнении плана агентства будут на руку радикалам, которые в отличие от всех остальных политических сил в Ливии сплочены и мотивированы.

В Риме прошла встреча Коблера и представителей 18 стран и трех международных организаций, которые собрались обсудить вопросы оказания помощи Ливии и его новому правительству.

Между тем пока еще неизвестно даже, куда нужно будет доставлять помощь.

Новое правительство, согласно плану ООН, должно работать, конечно, в Триполи. Пока, правда, не очень понятно, как к этому отнесутся исламистские власти, которые так и не согласились на план ООН и, следовательно, на кабинет национального единства.

Недавно, к примеру, премьер-министр исламистского правительства пригрозил использовать силу против представителей Президентского совета, которые собирались приехать в столицу для выбора здания для правительства.

Первоначально Президентский совет собирался создать кабинет из десяти министров, но под давлением участников переговоров решил увеличить численность правительства втрое. Это, однако, не означает, что в Ливии будет больше 30 министерств. Министерств останется столько же, просто возглавляться они будут не одним, а несколькими министрами. Например, во главе МИД будут стоять сразу три дипломата. Сделано это для того, чтобы вовлечь в процесс управления страной как можно больше политических сил и племен и никого при этом не обидеть.

В последние годы все переходные правительства Ливии работали в страхе перед военными. Многочисленные милиции неоднократно штурмовали министерства и осаждали парламенты, чтобы добиться принятия нужных решений или заставить министров и депутатов выполнять обещания. Поэтому пост министра обороны в кабинете национального единства очень важен. Кто возглавит минобороны, пока неясно.

Наиболее логичным кандидатом является нынешний командующий ливийской армией Палаты представителей генерал Халифа Хафтар. Однако его назначение наверняка приведет к конфликту с исламистами. Причем, даже теми, кто поддержал план ООН. Хафтар известен как ярый противник всех видов исламистов, даже самых умеренных. Значит, в Триполи его кандидатуру на пост военного министра никогда не утвердят. Как отнесется к смещению Хафтар – большой вопрос.

У нового кабинета, который возглавит Фаез аль-Сарраж, есть десять дней для того, чтобы заручиться поддержкой той части Палаты представителей, которая пока так и не согласилась с планом ООН. Затем в течение месяца необходимо выполнить остающиеся пункты соглашения. Одним из них является требование вывода всех боевиков из ливийских городов.

Получать одобрение НВНК новому кабинету не нужно. В дальнейшем это обстоятельство может стать причиной очередного конфликта.

"