Posted 19 декабря 2013,, 20:00

Published 19 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Старый щедрый гном

Старый щедрый гном

19 декабря 2013, 20:00
Норвежский миллиардер Улаф Тун (на фото) поразил соотечественников нестандартным ходом своих мыслей, по праву завоевав титул «Санта-Клаус-2013». Дело в том, что все свое состояние в размере 25,4 млрд. норвежских крон (около четырех млрд. евро) он передал в благотворительный фонд своего имени, который будет заниматься с

Этого человека называют на родине «самым старым хипстером Норвегии» или «самым богатым гномом страны». Прозвища связаны с экстравагантными нарядами 90-летнего миллиардера Улафа Туна, появляющегося на публике в ярких одеждах немыслимых расцветок и в неизменной красно-оранжевой вязаной шапочке на лысой голове. «Бизнесмены обычно рядятся в унылые темные костюмы, но я их терпеть не могу. Мне приходится работать по 40–50 часов в неделю, и веселые краски поддерживают мое хорошее настроение. Это все равно что цветы – всем хочется иметь в вазе радугу, а не что-нибудь блекло-серое или коричневое», – поясняет свои странные вкусы Улаф Тун.

Теперь к старым прозвищам добавилось новое – Санта Клаус-2013. Ведь отдав свои миллиарды на благотворительность, он осчастливил множество людей. «Мне девяносто лет, сколько мне осталось? Ну, девять-десять лет максимум. Ни в ад, ни в рай я свои капиталы не потащу. Лучше правильно распорядиться деньгами сейчас, когда я могу возглавить фонд своего имени и наладить его работу», – рассказал новоявленный Санта- Клаус норвежским СМИ.

Кроме самого Туна в правление фонда войдут еще восемь человек, в том числе его гражданская жена Сиссел Бердал Хага, которой исполнилось 72 года. Детей и других близких родственников у богача нет. Фонд, учрежденный миллиардером, относится к разряду так называемых «промышленных», поскольку ему предстоит управлять созданной Туном империей недвижимости, в которую входят отели и торговые центры по всей Европе. Многие заподозрили, что поступок миллиардера – не чистая благотворительность, поскольку задачей фонда станет сохранение на все времена его империи недвижимости. Но сам он эту критику отвергает.

«Конечно, мне хочется, чтобы благодаря фонду сохранился мой бизнес, но это также надежный способ ежегодно выделять на благотворительность по меньшей мере 50 миллионов крон», – говорит он. Кроме того, законодательство Норвегии устроено таким образом, что ни продать, ни расчленить компании, находящиеся под защитой благотворительного фонда, будет невозможно. А значит, всерьез приумножать свои капиталы Тун, даже если он передумает, так просто не сможет.

«Средства фонда пойдут на спонсирование науки, в том числе на исследования в сфере медицины, – рассказал миллиардер норвежским СМИ. – Я приятно поражен ее успехами. Болезни, из-за которых относительно недавно люди становились инвалидами, сегодня ничего не значат. Скажем, несколько лет назад мне поставили в бедро искусственный сустав, и я уже прошел с ним на лыжах три тысячи километров. Будет также учрежден международный приз за научные достижения. Думаю, его сумма составит порядка пяти миллионов крон (около 800 тысяч евро. – «НИ»)».

Скандинавские обозреватели, обсуждая поступок миллиардера, считают, что его решение не лишено здравого смысла. К примеру, Альфред Нобель завещал использовать свое состояние на ежегодные премии в ряде областей науки, литературы, а также за достижения в сфере миротворчества. «Отец динамита», руководствуясь реалиями того времени, предписал положить его капиталы в банки под проценты. Однако уже в 60-е годы прошлого века Нобелевскому фонду пришлось нарушить волю завещателя и поместить средства Нобеля в акции. Иначе инфляция постепенно съела бы всю прибыль, и премия приказала бы долго жить. Сейчас из-за череды экономических кризисов и драматичных изменений на рынках ценных бумаг капитал Нобеля снова подвергается ударам. Не факт, что акции не обескровят его со временем. Поэтому ряд экономистов позитивно оценивает ход «нового Нобеля». Рынок может лихорадить, но недвижимость, как показывает история, в длительной перспективе растет в цене, несмотря на периоды падения ее стоимости. Таким образом, финансовая база под «благотворительной надстройкой» норвежского гостиничного короля выстроена солидная.

Норвежцы надеются, что их собственная «Нобелевка» (с этой премией уже сравнивают награду фонда Туна) со временем станет столь же известной и престижной, как и шведский оригинал. А логотип империи «самого богатого гнома» (красную букву Т, представляющую собой одновременно и первую букву фамилии владельца, и две лисьи шкурки, которые, как уверяет миллиардер, он продал еще мальчишкой и этим заложил основы своего финансового благополучия) захотят иметь на своих дипломах самые выдающиеся ученые планеты.

"