Posted 19 декабря 2006,, 21:00

Published 19 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Месть полковника Каддафи

Месть полковника Каддафи

19 декабря 2006, 21:00
Вчера ливийский суд приговорил к смертной казни через расстрел пятерых болгарских медсестер и палестинского врача за якобы преднамеренное заражение вирусом иммунодефицита (ВИЧ) 426 ливийских детей в больнице города Бенгази. На бездоказательный характер обвинений указывали правительства стран Евросоюза, правозащитные ор

Едва судья Махмуд Хауисса огласил во вторник обвинительный приговор, осужденные на смерть медсестры разразились рыданиями, а присутствовавшие в зале суда родственники инфицированных детей и сочувствующие им – бурными и продолжительными аплодисментами.

Болгарские медсестры – Кристиана Вулчева, Нася Ненова, Валентина Сиропуло, Валя Червеняшка, Снежана Дмитрова – и палестинский врач Ашраф аль-Халадж были арестованы в Ливии в 1999-м году. Первый смертный приговор был вынесен им в мае 2004 года. Однако год назад Верховный суд Ливии под давлением западных правительств и общественных организаций отменил приговор, отправив дело на новое рассмотрение в суде низшей инстанции. В итоге – новый смертный приговор. За те годы, что длился судебный процесс, из 426 инфицированных детей 52 скончались, остальные проходят интенсивное лечение во французских и итальянских клиниках. Осужденные заявляют, что их сделали козлами отпущения; что у них не было и не могло быть причин для «преднамеренного убийства» детей; что всему виной – элементарная антисанитария в ливийских больницах. Ссылаются они и на заключения западных экспертов: больница в Бенгази оказалась в зоне поражения вирусом СПИДа не в 1999 году, а в 1997-м, т.е. еще до прибытия сюда иностранцев. Ливийские же судьи ссылаются на «признания» обвиняемых. Правда, как добываются признательные показания в тоталитарном государстве, – нам, как и болгарам, хорошо известно по собственному историческому опыту.

В надежде на объективное и справедливое решение ливийской Фемиды Болгария в декабре 2005 года основала международный фонд с целью помочь Ливии в борьбе с вирусом СПИДа. ЕС в свою очередь заявил о готовности выделить средства для переоборудования ливийских больниц в соответствии с международными нормами. Однако Муаммар Каддафи с самого начала превратил судебный процесс в предмет крупного торга. Вначале он сделал официальное предложение Болгарии: заплатите нам за инфицированных детей компенсацию, эквивалентную сумме, выплаченной нами родственникам погибших в небе над Локерби в 1988 году (в организации этого теракта в воздухе были уличены ливийские спецслужбы, с чем впоследствии пришлось согласиться и самому Каддафи. – «НИ»). Предложение было отвергнуто. После того как первый смертный приговор был отменен, Каддафи назвал новую цену жизни и свободы медсестер – 5,5 миллиардов долларов. Болгария снова ответила отказом. И получила в ответ второй смертный приговор.

Осужденные медсестры сохраняют за собой право на апелляцию. Зная нрав верховного ливийского жреца, нетрудно сделать прогноз: он снова будет ждать «контрпредложений» от Болгарии и ЕС. Но на этот раз – недолго. Как поступит Запад, последние годы небезуспешно завлекавший Ливию в свою экономическую и политическую орбиту? Захочет ли ради шестерых врачей вдрызг рассориться с ливийским вождем? Ведь круто развернув страну в конце 90-х годов навстречу Западу, Каддафи добровольно отказался от ядерных амбиций, помог американским спецслужбам в борьбе с «Аль-Каидой» и другим террористическими организациями, восстановил дипотношения с США, вновь открыл ливийские двери для западных нефтяных и прочих компаний, взял в советники знаменитого американского макроэкономиста Майкла Портера… Но есть признаки того, что Каддафи разочаровался в партнерстве с Западом. Наблюдатели в этой связи обращают внимание на неожиданную отставку министра-реформатора Шукри Ганема и ужесточение контроля за приватизационными процессами. Судя по всему, возобновлена в полном объеме и борьба с инакомыслием: в Триполи бесследно исчез диссидент и интеллектуал Идрис Мухаммед Буфайед, только месяц назад вернувшийся на родину из эмиграции.

Вероятное решение Каддафи притормозить сближение с Западом не сулит осужденным медсестрам ничего хорошего. Их жизни, наверное, еще можно спасти. Но счет идет уже не на месяцы, а на дни.

"