Posted 19 декабря 2004,, 21:00

Published 19 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Парад «бархатных революций»

Парад «бархатных революций»

19 декабря 2004, 21:00
За неделю до выборов на Украине (они состоятся 26 декабря) западная пресса пророчит экспорт «оранжевой революции» в Молдавию, Киргизию и Казахстан, где в ближайшие год-полтора состоятся парламентские или президентские выборы. А СМИ этих стран в свою очередь перебирают кандидатов в местные – молдавские, казахстанские, к

Виноградная революция

В апреле 2005-го в Молдавии состоятся выборы нового парламента, после чего его новый состав изберет президента (по конституции Молдавия – парламентская республика). Но поскольку власть в стране уже 4 года в руках коммунистов, то вопрос о президенте фактически решает пленум ЦК КПМ. Дело в том, что в Молдавии мало кто сомневается, что новым главой государства останется старый – Владимир Воронин, он же – председатель правящей партии. Тем более что неделю назад съезд компартии этот политический статус Воронина подтвердил.

Интрига парламентских выборов, таким образом, сводится к тому, получат коммунисты абсолютное большинство в законодательном собрании, как в 2000 году, или поделятся ими с оппозицией. Дело в том, что главные пункты программы компартии, за которые, собственно, и голосовало 4 года назад подавляющее большинство – интеграция в Союз Белоруссии и России, придание русскому языку статуса государственного и возвращение Приднестровья под контроль Кишинева, – не выполнены. Более того, год назад Воронин отказался подписать предложенный Кремлем план приднестровского урегулирования, по которому российские миротворцы должны были остаться в Молдавии еще на 20 лет. После этого Кишинев резко сменил тональность в диалоге с Москвой. На недавнем съезде КПМ Владимир Воронин, 4 года назад называвший российских миротворцев гарантами мира в регионе, обозвал их оккупантами и подчеркнул, что российское военное присутствие в Приднестровье оскорбительно для Молдавии. В связи с этим МИД РФ и Молдавии обменялись довольно жесткими заявлениями: Москва назвала молдавские выпады абсурдными, а Кишинев потребовал вывода российских войск до 9 мая 2005-го – к 60-летию Победы.

В Кишиневе понимают, что в этих условиях Москва, которая непременно постарается влиять на предвыборные расклады, ставку на Воронина больше не сделает. Молдавские газеты гадают, так кто же станет молдавским Януковичем – иными словами, на кого поставит Москва? В местном контексте на эту роль претендует лидер объединенной оппозиции, мэр Кишинева Серафим Урекян. Но на него, кстати, уже заведено уголовное дело («за превышение служебных полномочий») и взята подписка о невыезде. Если его не посадят до выборов, то именно на преследованиях со стороны власти Урекян может заработать дополнительные голоса. Напомним, что 2 года назад кишиневцы проголосовали за мэра Урекяна только потому, что против него выступал лично Воронин.

На итог выборов это радикально не повлияет. Села, из которых выехала на заработки за границу практически вся молодежь (потенциальный электорат оппозиции), все равно голосовали и будут голосовать за компартию и ее лидера. Как заметил мне как-то вице-спикер парламента Вадим Мишин, «мы еще раз повысим пенсии, и бабушки в селах проголосуют за нас». Цинично, но верно. Крестьяне благодарны Воронину за то, что при нем социальные пособия стали платить вовремя и в большем объеме.

Акций протеста это не исключает – с ними могут выступить местные студенты, которые бурно поддержали «оранжевую революцию» на Украине. К тому же в Кишиневе уже работают инструкторы из «Кмары» – молодежного движения, сыгравшего не последнюю роль в «революции роз» в Грузии. Они контактируют с активистами Христианско-демократической народной партии (ХДНП – бывший Народный фронт), которые уже заявили, что пойдут на выборы под оранжевыми знаменами. Кстати, парламентская комиссия уже обвиняет лидера ХДНП Юрия Рошку в нарушении конституции и статуса депутата – собранные по этому поводу документы она намерена передать в прокуратуру. Таким образом, молдавские власти могут накануне выборов лишить оппозицию обоих лидеров.

Тем временем в молдавскую столицу уже прибыли консультанты из Киева и Москвы (в частности, бывший замглавы администрации президента РФ Сергей Зверев), которые, как говорят, работают с оппозицией. Серафим Урекян может устроить и Украину, и Россию, так как отменит экономические санкции против Приднестровья, опекаемого украинцами и россиянами. Впрочем, его могут поддержать и западные политики, поскольку в их глазах он выглядит как борец за европейские ценности, преследуемый коммунистами.



Маковый переворот

В октябре 2005-го нового президента будут выбирать и киргизы. Свою тревогу в связи с этим уже не раз высказывал действующий президент Аскар Акаев. Он еще год назад, после смены власти в Грузии, заявил, что «дальнейшее распространение технологий «бархатных революций» направлено на ослабление Содружества». А два дня назад президент Киргизии высказался определеннее: в феврале, на который в республике намечены парламентские выборы, сказал он, «радикальные силы могут перейти к насильственным действиям». Иными словами, не исключена возможность переворота.

Акаев, напомним, стал президентом Киргизии в 1990 году, затем дважды переизбирался – в 1995-м и 2000-м. На последних выборах оппозиция выступала против его выдвижения, но Конституционный суд возражения снял, заявив, что в первый раз его избирали еще по советской конституции. Когда оппозиционные лидеры задали судьям схожий вопрос – а какие основания у Акаева выдвигаться в четвертый раз? – КС переадресовал его парламенту.

Формально действующий президент заявил, что переизбрания добиваться не будет. Но в прошлом году именно по его инициативе на референдуме была принята новая редакция конституции, в которой оппозиция усмотрела очередную уловку властей, которые стремятся сохранить статус-кво. Если, говорят в Бишкеке, Акаев все же не будет баллотироваться, то следующим президентом может стать его преемник. Одним из кандидатов в преемники называют профессора Майрам Акаеву – супругу нынешнего президента. Оппозиция даже озвучила возможный сценарий вхождения во власть первой леди Киргизии – сначала она баллотируется в депутаты, затем становится спикером парламента, а потом и президентом. Но это пока только слухи.

Что касается оппозиции, то у нее кандидатов несколько. Один из них по-прежнему Феликс Кулов, который в начале 90-х был соратником Акаева, а затем стал его непримиримым противником. В 2001-м Кулова приговорили к 7 годам тюрьмы – за злоупотребление служебным положением. Затем добавили еще 10 – «за хищения в особо крупных размерах».



Тюльпановый протест

Казахские дипломаты говорили мне, что внимательно следят за событиями на Украине, поскольку все, что там происходит, напрямую связано с Россией, «которая является нашим другом». По мнению моих собеседников, от результата украинских выборов зависит, состоится ли Единое экономическое пространство (в него входят Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан). Еще одним поводом для беспокойства казахских властей является поведение восточных и южных областей Украины, которые уже заявляли о возможном дистанцировании от Киева. Казахи помнят казацкие бунты в своей стране и не желают их повторения (по примеру, скажем, запорожских казаков).

Выборы президента Казахстана намечены на начало 2006 года, но многие говорят, что они могут состояться уже в 2005-м. Поводом для этого может стать политический кризис, который назревает в стране. Оппозиция объединилась, создала Координационный совет демократических сил (КСДС) и, как на Украине, намерена идти на выборы с единым кандидатом. Председателем КСДС избран Жармахан Туякбай – бывший спикер казахского парламента. В октябре он обвинил власти в фальсификации недавних парламентских выборов, покинул парламент, а заодно вышел из состава правящей партии «Отан», лидером которой является президент Нурсултан Назарбаев.

Действующий президент оказался в ситуации, когда на него давят оппозиция и недавние соратники. Тем более что они идут в одной упряжке. Туякбай был избран председателем КСДС при поддержке Галымжана Жакиянова, ставшего символом сопротивления властям после того, как 2 года назад его посадили за решетку, а потом, под давлением общественности, отправили на поселение. Под петицией за свободу Жакиянова подписался миллион граждан Казахстана. Свое слово тогда сказали США и Евросоюз, предупредившие Астану, что отношение к ней будет зависеть от освобождения Жакиянова и проведения подлинно демократических выборов. Сегодня лидеры казахской оппозиции утверждают, что Назарбаев, которого, безусловно, будет поддерживать Москва, постарается избежать всенародных выборов, которые могут оказаться не в его пользу. Для этого достаточно изменить конституцию и превратить Казахстан в парламентскую республику. Тогда президента будет избирать парламентское большинство.




В Бишкеке запахло «розами»

"