Posted 19 ноября 2007,, 21:00

Published 19 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

«Может, они живы и скоро поднимутся»

«Может, они живы и скоро поднимутся»

19 ноября 2007, 21:00
Сегодня на Украине объявлен траур. Вчера на шахте имени Засядько с огромным трудом продолжались работы по ликвидации последствий страшного взрыва, который, по последним данным, унес жизни 77 шахтеров. Вчера же утром родственники 30 шахтеров, все еще считавшихся пропавшими без вести, прорвали охрану возле входа в шахтоу

Общественная приемная арендного предприятия «Шахта имени Засядько» в очередной раз стала эпицентром людского горя. Коллеги рассказывают, что когда председатель профкома шахты Юрий Заец зачитывал список первых семи опознанных, у какого-то парня на глазах у всех начался приступ эпилепсии. Тела погибших обгорели так, что их с трудом опознавали родственники. Очевидцы рассказывают, что одного из горняков опознали лишь по серебряному перстню с надписью: «Спаси и сохрани».

«Говорят, под землей температура – одна тысяча 200 градусов. Кто ж там выживет?!» – пронеслось по залу в понедельник, когда стало известно, что горноспасатели, ведущие работы на месте аварии, отошли на исходную позицию из-за нового пожара и повышенного содержания угарного газа.

Щегловское кладбище, на котором сегодня хоронят первых погибших, примыкает к стволам шахты Засядько. Свежевырытые могилы расположены прямо над угольными пластами.

«А чего ж тут удивляться: рядом с шахтой-убийцей – кладбище. Все очень логично», – констатирует в разговоре с корреспондентом «НИ» Владимир Григорьевич, проработавший на Засядько почти 19 лет.

После аварии 2002 года его в Киев буквально насильно перевезли дети и «приставили к внуку»: «Жена умерла, а дочка сказала: мол, моя жизнь стоит дороже, чем те копейки, что нам кидают с барского плеча». По словам Владимира Григорьевича, его покойная супруга всегда радовалась, что у них дочь и что ей удалось выйти замуж не за шахтера и уехать в столицу, подальше от шахты Засядько.

По словам собеседника «НИ», на смерть украинские шахтеры идут в среднем за 500 долларов в месяц. («Правда, говорят, что сейчас там можно заработать и тысячу долларов в месяц!») А те, кто доживает до пенсии, за свой каторжный труд получают не более 400 долларов США. За смерть шахтера семье соцстрах выплачивает разовое пособие в размере пяти его годовых зарплат. В среднем около 100 тысяч гривен (20 тыс. долл. США).

«Однажды после очередных похорон на шахте мой друг сказал: «Лучше б я погиб, Надюха бы детей смогла одеть, накормить по-человечески и уехать отсюда навсегда». Горнорабочий Александр Каруна работал на седьмом участке. На том самом, где в прошлом году выброс метана унес жизни 13 его товарищей. Тогда его спасение называли обыкновенным чудом, ведь все его друзья погибли. На этот раз не повезло.

По официальному заявлению Госпромнадзора, на участке, где произошла нынешняя авария, никаких отклонений от утвержденного плана не было. На шахте работает экспертная комиссия. В воскресенье сюда слетелись чиновники всех рангов и мастей, включая премьер-министра Украины Виктора Януковича. Он заявил, что причина трагедии – внезапный выброс метана. «Все это еще раз показывает, что человек перед стихией бессилен. И это происходит во всем мире», – заявил Янукович.

Вот только украинский уголек самый дорогой в этом самом мире. Один миллион тонн «черного золота» стоит жизни 2–3 горнякам. За последние два года Украина обогнала по этому показателю Китай (1,96) и Россию (1,88). А с 1990 года под землей погибло около четырех тысяч украинцев.

Инцидентов, подобных нынешнему на шахте имени Засядько, за последние годы было уже несколько. Так, в 1999-м взрыв метана унес жизни 50 человек, еще столько же получили ранения. Спустя два года здесь погибли 55 человек. А всего на счету этой шахты 138 жизней. Нынешнюю аварию уже называют самой масштабной за всю историю предприятия. Да и, пожалуй, за всю историю страны.

Между тем заместитель председателя правительства Украины, руководитель правительственной комиссии Андрей Клюев утверждает, что «это одна из самых передовых шахт на Украине»: «Все самые современные способы защиты от метана внедряются именно здесь. К сожалению, чем глубже мы заходим на добычу угля, тем больше процессов, которые еще не известны нашим ученым».

Президент Украины Виктор Ющенко не стал произошедшее списывать на стихию и на ученых. Он винит в случившемся недостаточные усилия премьер-министра страны Виктора Януковича в попытке преобразовать угледобывающую промышленность. Причину, по словам Ющенко, надо искать в устаревшей конструкции многих шахт советского периода.

Но родственникам погибших очередной виток выяснения отношений между двумя Викторами абсолютно безразличен. Вчера женщины буквально бросались на любого чиновника, выходящего из административного здания, с единственной целью – добыть информацию о своем пропавшем без вести муже, брате, сыне. Плачущих женщин успокаивали шахтеры с других участков: «Может, они живы и скоро поднимутся...»

"