Posted 19 ноября 2006,, 21:00

Published 19 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Освобожденный уран

19 ноября 2006, 21:00
В минувшие выходные в Иран для проведения инспекций на Исфаханском ядерном центре прибыла группа инспекторов МАГАТЭ. Речь идет, по сути, о последнем, контрольном замере ядерной деятельности Тегерана перед ключевой конференцией МАГАТЭ в Вене, намеченной на четверг, где, как ожидается, будет полностью обнародован доклад

Цепочка последних событий вокруг иранского ядерного досье подводит к мысли о том, что развязка затянувшейся международной интриги близка. При этом она может оказаться совершенно непредвиденной для мирового сообщества. Резолюция СБ ООН по Ирану, проект которой дорабатывается на основе экспертных оценок МАГАТЭ, похоже, заранее обречена на провал. И не только потому, что Россия и Китай угрожают наложить вето на идею жестких санкций в отношении Тегерана (санкции «мягкие» вообще не имеют смысла). В споры вокруг иранского ядерного досье все более властно вмешивается геополитический фактор, а именно – стремительно меняющаяся ситуация в Персидском заливе. США начали тотальную ревизию своей политики в этой точке земного шара. И Иран в ближайшие месяцы из «страны-изгоя» может превратиться в союзника ведущих мировых держав в усилиях по стабилизации ситуации в регионе.

На днях британский премьер Тони Блэр назвал ситуацию в Ираке катастрофой с военно-политической точки зрения. Тем самым Лондон косвенно подтвердил декларированные ранее намерения допустить к дальнейшему розыгрышу иракской партии Иран и Сирию, чтобы ни думал по этому поводу Вашингтон. Впрочем, скорее всего президент Буш позволяет озвучивать своему ближайшему внешнеполитическому союзнику то, чего пока не решается озвучить сам. Задача Буша – сохранить лицо Америки в крайне проигрышной для нее ситуации: пафосная внешнеполитическая доктрина споткнулась о прозу реальной политики. Бушу трудно признать, что муллы в Тегеране до сих пор оказывают на ситуацию в Ираке больше влияния, чем Америка с ее 250-тысячным воинским контингентом.

На прошлой неделе мировые СМИ растиражировали заявление представителя госдепартамента Шона Маккормака: дескать, контакты с Ираном «по целому ряду причин» невозможны. Но почему-то осталось незамеченным куда более важное заявление другого представителя госдепа – Дэвида Саттерфилда, который непосредственно отвечает за иракское досье. «Мы в принципе готовы обсуждать иранскую деятельность в Ираке, – заявил Саттерфилд на слушаниях в Сенате. – Сроки прямого диалога с Ираном являются предметом для обсуждения». Заявления Маккормака и Саттерфилда прозвучали практически одновременно. Какое из них было лишь пропагандистской дымовой завесой, гадать не приходится. На самом деле госдеп, как может, подстраивается под нынешнего главного разработчика политики в Ираке – комиссию Бейкера в конгрессе. Зачем? Чтобы не опоздать в последний момент на уходящий поезд – и не последовать примеру бывшего госсекретаря Колина Пауэлла, полностью «сдавшего» иракское досье «ястребам» из Белого дома, а потом грубо отодвинутого ими в отставку.

Иран в свою очередь не меньше заинтересован в скорейшем разрешении ситуации в Ираке. Клерикальные круги в Тегеране остро переживают кровавую свару суннитов и шиитов в соседней стране. Гражданская война в Ираке – трагедия, ослабляющая единство исламских рядов, считают они. Таким образом в регионе Персидского залива складывается революционная ситуация: Запад не может дальше продолжать войну в Ираке, Восток – решительно не хочет этого. Чтобы воспользоваться моментом, США нужно выбирать: либо настаивать на жестких санкциях в отношении Ирана, либо, полностью отказавшись от силового давления на Тегеран, вместе с ним стабилизировать ситуацию в Ираке. То, как развиваются события в Вашингтоне, наводит на мысль: Джордж Буш скорее всего предпочтет второй вариант.

"