Posted 19 октября 2005,, 20:00

Published 19 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Александр Милинкевич

Александр Милинкевич

19 октября 2005, 20:00
В 2006 году Белоруссия будет избирать президента. Главный вопрос, который сегодня волнует граждан этой страны: кто сменит Александра Лукашенко, и сменит ли вообще? Белорусская оппозиция попытается на этот раз взять реванш у действующей власти. О том, как она намерена действовать и в каких условиях ей приходится работат

– Вы – главный оппонент Александра Лукашенко. Не боитесь такого соперника?

– Не хочется самому себе напророчить. Но ни для кого не секрет, что в белорусской политике всякое бывает: людей здесь не только арестовывают, но некоторые оппоненты Лукашенко исчезли, и до сегодняшнего дня неизвестно, что с ними случилось.

– Как вы в таких условиях собираетесь работать?

– У нас есть и стратегия, и опыт, и мы в таких условиях уже давно работаем. Поэтому знаем, что нужно делать. Конечно, у нас нет выхода в телеэфир. Потому не надо упрекать белорусских оппозиционеров, что их мало знают в народе. Именно телевизор делает человека известным, а у нас в телевизоре – только один политик. И этот политик носит фамилию Лукашенко. И когда в народе говорят: «Мы хотели бы перемен», это отражают мнение 50 процентов избирателей. Однако при этом звучит типичная фраза: «Но кто же, если не ОН?»

– Как можно противостоять информационной блокаде?

– Мы будем использовать все остатки независимой прессы, которая еще есть в Белоруссии, самиздат (у нас в этой сфере тоже большой опыт) и, конечно, хождение к избирателям.

– Но вас в стране мало знают. Удастся ли заявить о себе, как о реальной альтернативе действующему президенту?

– Удастся. Когда на парламентских выборах осенью прошлого года я работал в штабе кандидата Семена Домаша, нам удалось в короткий срок раскрутить его кандидатуру до 25 процентов. И делали мы это теми же средствами, о которых я говорил. А сегодня в стране намного сильнее протестные настроения.

– Будете ли вы работать с людьми из администрации президента?

– Номенклатура может сыграть определенную роль в предстоящих событиях, но она пойдет с нами только в том случае, если мы покажем серьезную работу, серьезную силу. А в начале кампании вряд ли кто из людей Лукашенко это сделает: стоит ли рисковать своей должностью? В прошлые выборы нам было намного легче работать с номенклатурой, потому что она не была так одарена властью. А сегодня люди во власти получают очень большие деньги. И, конечно, у них меньше желания рисковать.

– Собираетесь ли вы заимствовать опыт «оранжевой революции»?

– Да, мы обязательно будем консультироваться с украинскими политиками. Они лучше понимают нашу ситуацию, чем, скажем, западные эксперты. Понятно, мы ближе, у нас общее недавнее прошлое – коммунистическое. Но положение у нас намного сложнее, чем была на Украине.

– В чем отличие?

– Во-первых, у нас нет ни одного оппозиционного телеканала, все они тотально подчинены власти. К тому же у нас нет никакого самоуправления, и все мэры городов, вплоть до руководителей колхоза, – назначенцы. Ну, и наконец, на Украине не было такого тотального страха, как у нас. Он связан с тем, что власть уничтожает бизнес, и его с каждым днем становится все меньше и меньше, и государство является единственным работодателем. Не согласных с позицией властей людей пугают тем, что их выгонят на улицу.

– Самая большая группа избирателей, которую вам предстоит завоевать, – это сельское население. Удастся ли это сделать?

– Известно, что Лукашенко поддерживают пожилые люди и люди с низким образованием. По нашему мнению, работать с этой группой можно, только если уже есть успешный опыт работы с другими группами избирателей. Поэтому, скорее всего, у нас не будет ни времени, ни сил заниматься электоратом Лукашенко, который составляет примерно 30 процентов. Их очень сложно переубедить. Но остаются еще 70 процентов, большая часть из них – пассивная, «кухонная» оппозиция, которая, правда, и нам не верит, но и Лукашенко не доверяет. С этими людьми мы и будем работать.

– На какую помощь из-за рубежа рассчитываете?

– Мы рассчитываем на помощь Запада, Украины, России, Польши и Литвы.

– Что из методов работы Лукашенко с избирателями может быть использовано в вашей предвыборной кампании?

– Из методов Лукашенко я бы ничего не перенимал. Он очень талантливый популист и постоянно обманывает электорат, а у меня это очень плохо получается. Между тем искренность и честность – это как раз то, что нужно сейчас нашим людям. Они устали ото лжи.

– То есть популиста Лукашенко может победить только второй Лукашенко?

– Мы переболели популизмом, и такие политики уже не пройдут. Против Лукашенко надо работать на контрасте.




В Белоруссии нашли оппозиционера

"