Posted 19 августа 2007,, 20:00

Published 19 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Сигнал из Бишкека

19 августа 2007, 20:00
Западные СМИ в большинстве своем весьма резко отреагировали на итоги саммита Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке. Ведь начиная с возникновения ШОС в 2001 году в ее адрес еще не звучали такие характеристики, как «Варшавский договор-2», «Анти-НАТО», «Военизированный клуб диктаторов».

Влиятельная немецкая газета «Зюддойче цайтунг», например, в этой связи категорично утверждает, что «Центральная Азия хочет противопоставить себя Западу». В обоснование подобных опасений приводятся две цитаты из выступления президента Путина в Бишкеке. В одной выражается убежденность, что «любые попытки в одиночку решать глобальные и региональные проблемы перспектив не имеют», что расценивается как недвусмысленный упрек по адресу США. В другой российский лидер предупреждает, что, хотя Москва не стремится создать военный блок в духе «холодной войны», ШОС может расширить границы своего первоначального предназначения как экономического объединения и взять на себя более значимую военную роль. А после «контртеррористических учений» с участием войсковых контингентов стран ШОС на полигоне Чебаркуль под Челябинском по миру разнеслась еще одна новость: Москва-де решила возобновить в полном объеме боевое дежурство российских стратегических бомбардировщиков, приостановленное по взаимной договоренности с США в начале 1990-х годов. Правда, госдепартамент США устами своего представителя Шона Маккормака отреагировал на эту новость cмесью скепсиса и снисходительности: «Если русским захотелось достать часть этих самолетов из нафталина и снова запустить их в воздух, то это их дело».

Но в целом возникает вопрос: почему именно бишкекский саммит ШОС вызвал такую обеспокоенность на Западе? «Причина в новой расстановке сил в мире, – заявил эксперт из политологического центра «Америкэн энтерпрайз» Джереми Фишбах, – ключевые члены ШОС, Россия и Китай, за последние год стали явно сильнее. И речь идет не только о способности маневрировать на мировой арене, но и об экономике». А это резко усилило притягательность всей ШОС для других важных региональных игроков, таких, как Индия и Пакистан.

Кроме того, Москва, договорившись с Астаной и Ашхабадом, смогла чуть ли не похоронить лоббируемый США и ЕС проект Транскаспийского трубопровода. Китай же, будучи основным кредитором экономики США, накопил такие долларовые запасы, что угрозу Вашингтона торпедировать Олимпийские игры в Пекине парировал встречной угрозой – обрушить американскую валюту. Еще один предмет для опасений Запада – сближение ШОС с Ираном. Нападение на одно из государств–членов ШОС расценивается как нападение на всех – так, вполне в духе НАТО, сказано в договоре организации. Таким образом, если Иран станет членом ШОС, то априори обезопасит себя от американских военных приготовлений: в случае нападения США на помощь Тегерану должны будут прийти и Москва, и Пекин. Значит, либо американцам следует поторопиться с военной операцией против Ирана, чего они не могут, либо и вовсе отказаться от этих планов, чего пока не хотят.

"