Posted 19 июля 2005,, 20:00

Published 19 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Руки прочь от ГАИ

19 июля 2005, 20:00
Распоряжение Виктора Ющенко о немедленной ликвидации местной ГАИ, которое президент Украины отдал в понедельник, вызвало в стране неоднозначную реакцию. Несмотря на то что гаишники, «сидящие в бузине и нагло берущие взятки», раздражают не только главу государства, но и всех остальных его граждан, информация о разгоне п

«Я отношусь к решению президента отрицательно, – заявил «Новым Известиям» киевский таксиcт, назвавшийся Саней. – Ничего у них не получится. Без ГАИ будет беспредел. Думаю, просто поменяют вывеску. Лично меня европейская система – с волокитой и судами – не устраивает. Лучше как было – штраф на месте».

Саня включил рацию, и к нашему разговору присоединились другие водители. Многие из них возмущались. «Ющенко с Юлей (премьер Юлия Тимошенко. – «НИ») будут долго биться лбом о стену, – заметил один из участников стихийных переговоров. – Но что они могут поделать, если хапать – у нас в крови?»

После «селекторного совещания» с таксистами подхожу к их конкурентам, занимающимся частным извозом. За рулем битого жигуленка с от руки нарисованными «шашечками» – женщина. Муж-алкоголик умер, оставив Анне троих детей и этот драндулет. Уже год он их кормит. Объясняю, что произошло, и слышу: «Ликвидация ГАИ – это очень плохо. Кто будет разбирать ДТП? У нас не Европа. У нас дороги не могут нормальные сделать!» Оказывается, Аня, как и мои предыдущие собеседники, на гаишников зла не держит: «Они тоже люди, и у них есть дети. Кто о них позаботится? Государство?» К тому же, как выясняется, ей всегда удавалось договориться с ними полюбовно. «Скажем, нарушила. Останавливают. Кладу в документы 5 гривен (1 долл. США. – «НИ»), выхожу. Гаишник смотрит в документы и говорит: «Ты же двойную осевую пересекла!» Добавляю еще пятерку и спокойно уезжаю. А что будет теперь?»

За моими перемещениями от такси к такси подозрительно наблюдает водитель шестисотого «Мерседеса». Услышав, чем я интересуюсь, расслабляется: «Для меня это полная неожиданность. Кто же будет теперь нами руководить?!»

В попытках найти тех, кто бы сплясал на могиле ГАИ, я побывала в одной из крупных частных фирм, курирующих добрую часть киевских маршруток. Но и тут не вижу эйфории. «Бред это, – утверждает Сергей – финансовый директор фирмы. – Они организуют такую же службу и будут опять прятаться по кустам. И маршрутки как обдирали, так и будут обдирать. Мы по крайней мере знали что почем, а новые придут – заломят в десять раз больше, поскольку риск быть пойманным на взятке возрастет. Взять хотя бы их операцию «Автобус». Гаишники должны проверять техническую исправность маршруток, не возим ли мы стоячих пассажиров и т.д. Они же тупо приезжают на конечную и требуют к себе директора. Не придешь на поклон с деньгами, на пяти из десяти маршруток снимут номера. Потом за каждый выложишь по 50 баксов. Если же решать полюбовно, то «операция» нам стоит в два раза дешевле. Но я не радуюсь их ликвидации, потому что понимаю, как ГАИ ни назови, суть от этого не изменится».

Найти хотя бы одного гаишника на следующий день после разгромной коллегии (Ющенко не только разогнал ГАИ, но и запретил ментам ругаться матом) оказалось проблематично. Все будто попрятались. «Взяток мы не берем» – таков был лаконичный ответ наконец-то обнаруженного мною на одной из центральных улиц Киева представителя ГАИ. Казалось, отвернувшийся от диктофона представитель 23-тысячной армии «полосатых жезлов» был обижен на весь мир.



Дороги на произвол судьбы не бросает никто

Государств, в которых нет Государственной автоинспекции, не существует. Просто называется эта структура в большинстве стран мира дорожной полицией. Естественно, что ее сотрудники являются госслужащими и получают зарплату из госбюджета. В тех республиках бывшего СССР, где милиция была переименована в полицию, ГАИ также поменяла название. Например, дорожная полиция появилась в Казахстане, Туркмении, Азербайджане, однако существенных изменений там не произошло, если не считать того, что в Туркмении из МВД она была передана в ведение Министерства обороны. В прошлом году в Грузии в рамках борьбы с коррупцией ГАИ была полностью расформирована, а вместо нее создана мобильная дорожная полиция, численность которой значительно меньше прежней структуры, а зарплата у ее сотрудников – 400 долларов. В странах Балтии ГАИ также переименована. Однако там дорожные полицейские получают довольно высокую зарплату, а их действия строго контролируются. Во многих странах функции дорожной полиции частично взяла на себя техника. Скажем, в Германии, Великобритании, Австралии и Израиле нарушения на дорогах фиксируют скрытые камеры. А в Америке за порядком следят полицейские, которые патрулируют дороги исключительно за рулем.

Александр МАКАРОВ

"