Posted 19 июня 2014,, 20:00

Published 19 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Всё могут короли

Всё могут короли

19 июня 2014, 20:00
В четверг Испания обрела нового короля – Филиппа VI. Накануне, в среду вечером, в Королевском дворце в Мадриде его отец – Хуан Карлос I де Бурбон подписал закон об отречении от трона и передаче власти своему сыну. После него свою подпись на документе поставил премьер-министр Испании Мариано Рахой. Ровно в полночь по ме

В эти дни по главным улицам и площадям Мадрида очень сложно передвигаться на автомобиле. Весь центр практически полностью перекрыт полицией. Сотрудников служб правопорядка и журналистов в эти дни в центре испанской столицы больше, чем туристов и горожан вместе взятых. Вечером в среду испанцы, кажется, даже позабыли о футболе и втором проигрыше «всухую» своей сборной на чемпионате мира – такое впечатление, что все внимание было приковано к королям.

В четверг в 10.30 утра новый монарх принес присягу испанскому народу на Конституции страны. Действо проходило в парламенте – Конгрессе депутатов. Кстати, впервые в истории Испании, где большинство населения составляют католики, вступление монарха на престол не сопровождалось религиозной церемонией. Потом Филипп VI выступил с торжественной речью, в которой обозначил основные направления своей будущей деятельности.

Чуть позже кортеж двинулся по главным улицам Мадрида в королевский дворец. Там многотысячная толпа ожидала появления на главном балконе новой королевской четы – дона Филиппа VI, доньи Летиции и их дочерей – 8-летней принцессы Астурийской Леонор и 7-летней инфанты Софии (на фото). Интересно, что в тот момент, когда наследник испанского престола принц Фелипе Астурийский, Жиронский и Вианский, герцог Монбланский, граф Серверский, сеньор Балагер (таков его официальный титул) перешел в статус правящего короля Филиппа VI, его старшая дочь – инфанта Леонор, как по мановению волшебной палочки, превратилась в принцессу Астурийскую. Леонор стала самой юной принцессой нынешней Европы. Впрочем, слово «превратилась» больше подходит ее матери и супруге Филиппа VI – Летиции, теперь ставшей королевой Испании.

Летиция – девушка не голубых кровей, родом из Астурии, из обычной испанской семьи. Когда-то она работала на государственном телевидении и носила скромную фамилию Ортис Рокасолано. Но все круто изменилось в ее судьбе после того, как она познакомилась с Фелипе – очень воспитанным, красивым, образованным молодым человеком с приятными манерами, военной выправкой, обширными связями во всем мире, из очень хорошей семьи – королевской.

Сегодня у 46-летнего Филиппа VI – самый высокий рейтинг из всех членов правящего дома. Он – единственный из монаршей семьи, кто не запятнал себя скандалами. Как личность, он симпатичен консерваторам, социалистам, националистам и даже республиканцам. Женская аудитория еще не без оснований замечает, что впервые король Испании – очень красивый мужчина.

Однако монархия как форма государственного устройства сегодня вызывает недоверие и раздражение у немалого числа испанцев. Часть населения считает ее анахронизмом, возрожденным диктатором Франко и конституцией 1975 года, которая, по мнению ряда политических сил, себя исчерпала. После официального заявления Хуана Карлоса I об отречении, сделанного 2 июня, в разных городах страны прошли манифестации с требованием референдума о выборе дальнейшего государственного устройства Испании – монархии или республики. Манифестации поддержали левые партии, в частности, Союз левых сил, представляющий в парламенте смешанную фракцию нескольких левых и республиканских партий, которая в знак протеста не присутствовала в четверг на церемонии приведения короля к присяге в Конгрессе.

В день инаугурации Филиппа VI лидеры общественной платформы республиканцев планировали провести в самом центре Мадрида, на площади Пуэрта-дель-Соль, масштабную манифестацию против монархии, но не получили разрешения городских властей. Кстати говоря, за проведение референдума о будущем государственном устройстве страны высказываются и монархисты. По их мнению, его результаты придали бы большую легитимность королевскому дому. Но правительство и правящая Народная партия не одобряют идею плебисцита.

У каталонских и баскских республиканцев свои претензии к монархии. «За все 39 лет своего правления король Хуан Карлос так и не принес публичные извинения каталонскому народу за те притеснения и унижения, которые им пришлось пережить во время правления франкистов», – говорит сенатор Эстер Капейя, представляющая в парламенте Левых республиканцев Каталонии. В глазах каталонцев и басков монарх – вассал диктатора Франсиско Франко, жестоко пресекавшего любые проявления национальной самобытности этого народа. В последние годы в Стране Басков и особенно в Каталонии усилились националистические и сепаратистские настроения. Да и вообще в Испании все больший вес приобретают националисты. Меняется традиционная, сложившаяся после смерти Франко политическая система, при которой две партии (народники и социалисты), на чью поддержку всегда опиралась монархия, по очереди сменяют друг друга у власти.

У многих испанцев негативное отношение к королевской семье спровоцировали коррупционные скандалы, в которых оказалась замешана младшая дочь короля – инфанта Кристина, и ряд поступков самого Хуана Карлоса, в частности, скандальная охота на слонов в Ботсване два года назад. Инфанта Кристина и ее муж, Иньяки Урдангарин, подозреваются в финансовых махинациях и растрате госсредств на сумму около шести млн. евро. Донья Кристина и вся ее семья не участвовали в официальных мероприятиях, посвященных инаугурации нового короля.

Соцопросы показывают, что 60–70% населения Испании предпочли бы видеть Филиппа VI президентом республики. Но при этом добавляют: президентом, избранным демократическим путем, через голосование.

"