Posted 19 июня 2006,, 20:00

Published 19 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Приватизация северных морей

Приватизация северных морей

19 июня 2006, 20:00
В воскресенье на Шпицбергене стартовала трехдневная конференция премьер-министров северных стран с участием глав правительств Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии. Руководитель российского кабинета министров Михаил Фрадков не получил приглашение на это мероприятие. Что и неудивительно, учитывая крайне резкое з

Выступление г-на Сторе прозвучало как предупредительный выстрел. Местные обозреватели считают, что Осло открывает на Севере новую фазу конфликта с Россией и рядом других государств и исход его может сложиться отнюдь не в пользу Норвегии. Согласно международному трактату 1925 года о статусе Шпицбергена, который подписали 39 государств, в том числе и наша страна, все державы, признавая норвежский суверенитет над архипелагом, имеют право ведения там неограниченной хозяйственной деятельности. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке установила так называемую рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена в полосе от четырех до 200 морских миль. С тех пор в этом районе ведутся постоянные рыбные войны, в которых противниками норвежской береговой охраны выступают то исландцы, то испанцы, то россияне. В последние годы особенную остроту приобрели норвежско-российские противоречия. Москва даже направляла в район архипелага военные корабли Северного флота для защиты наших промысловиков.

Осло считает, что экстерриториальный статус Шпицбергена не распространяется на континентальный шельф архипелага, и потому рыбалка в этой зоне должна вестись по норвежским правилам. Этот взгляд разделяет лишь Канада, с которой Норвегии удалось совершить взаимовыгодный обмен: Осло поддержал Оттаву в конфликте с испанскими рыбаками у берегов Канады, за что Страна кленового листа приняла сторону Норвегии в споре вокруг Шпицбергена. Остальные «подписанты» трактата утверждают, что на шельф Шпицбергена должен распространяться договор о сухопутной части архипелага, и потому 200-мильная зона является международными водами с точки зрения эксплуатации ее ресурсов.

Эту точку зрения разделяют и некоторые норвежские СМИ. «Возникает абсурдная ситуация, согласно которой у Норвегии меньше прав в четырехмильной полоске моря, примыкающей к Шпицбергену, чем в зоне, расположенной между четырьмя и двумястами милями. Между тем это противоречит духу морского права, согласно которому суверенитет государства убывает по мере удаления от суши», – анализирует проблему журнал «Ню Тид».

Глобальное потепление и появление новых офшорных технологий делает вполне реальной добычу углеводородов в районах, совсем недавно покрытых толстым ледовым панцирем. Исследования дна вокруг Шпицбергена уже ведут другие государства, и Россия в том числе. Осло между тем уже вывесил «красные флажки» на пути эксплуатации этих водных пространств. «Речь идет о норвежской территории, и потому устанавливать там правила будем мы. В полосе воды между сушей и четырьмя милями действует трактат о Шпицбергене, а дальше – только норвежское законодательство», – безапелляционно заявляет глава МИД Норвегии.

Вопрос, однако, заключается в том, хватит ли у Осло сил, чтобы в одиночку выдержать давление крупных государств. «Худший сценарий выглядит следующим образом: Россия договорится с США и ЕС, и Норвегии останется только смотреть на идущие мимо супертанкеры со шпицбергенской нефтью», – уверяет директор Центра арктических исследований Норвегии Вилли Остренг. Он считает, что Осло необходим мощный союзник в предстоящей схватке за шельф, и потому его стране следует вступить в Евросоюз.

Свой вариант выхода из грядущего кризиса предлагает вице-адмирал Рольф Педерсен, составивший по заказу военного ведомства доклад «Острые проблемы в регионе Баренцева моря». Автор исследования полагает, что Норвегии следует «привязать к себе» четыре-пять сильных государств, предложив им взаимовыгодные условия разработки нефти и газа в Арктике. Наибольший интерес с этой точки зрения представляет Китай. «Китай скоро превратится в сверхдержаву, его потребности в нефти стремительно растут, и тут руку помощи протянем мы. Опаздывать нельзя – Пекин и без нашей помощи может обратить взгляд на Арктику. Сегодня Россия и США сотрудничают друг с другом, но мы не знаем, что произойдет в будущем. Случись между этими странами конфликт, и Москва перебросит свои нефтяные потоки, из Арктики в том числе, на Китай. Тогда Север станет для Поднебесной очень важным районом», – заключает г-н Педерсен.

Подобные выкладки, кстати, в Пекине воспринимают с энтузиазмом. Так, в прошлом году Китай открыл исследовательскую станцию на архипелаге, создав таким образом плацдарм для освоения «ничейной» земли и воды.

"