Posted 19 июня 2006,, 20:00

Published 19 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

1:0 в пользу Барселоны

1:0 в пользу Барселоны

19 июня 2006, 20:00
В воскресном референдуме о новом Уставе испанской автономной области Каталония приняли участие чуть менее половины избирателей. Причиной низкой явки, по словам представителей местных властей, стали трансляции футбольных матчей из Германии. Тем не менее две трети проголосовавших сказали «да» административной реформе, пр

Новая редакция каталонского Устава стала результатом двухмесячных споров между представителями Барселоны (каталонской столицы) и Мадрида. Автономистам пришлось пойти на ряд уступок – они отказались от предоставления каталонцам статуса «нации» (его заменили термином «национальность») и умерили финансовые аппетиты – ранее планировалось, что в местный бюджет будут перечисляться все собранные на территории Каталонии налоги. Но и то, о чем политики договорились, впечатляет. Так, каталонский язык стал государственным наравне с испанским. Суды и полиция фактически перешли в прямое подчинение Барселоне. Кроме того, местное правительство получило возможность самостоятельно выдавать разрешения на работу для иностранцев. Последний пункт особенно важен – дело в том, что на территории автономии сосредоточена большая часть испанской промышленности, где работают в основном выходцы из стран Африки и Ближнего Востока.

Судя по опросам, большинство испанцев, живущих в других провинциях страны, к референдуму в Каталонии отнеслись неодобрительно. Многим кажется, что расширение каталонской автономии – шаг к развалу страны, а новые полномочия в налоговой сфере – признак жадности. Не так давно за похожие по смыслу высказывания поплатился один из испанских военных – главком сухопутных войск генерал-майор Хосе Мена Агуадо, заявивший о том, что армия не допустит распада Испании и отреагирует на принятие нового Устава Каталонии. Он был немедленно отправлен в отставку со своего поста. А политики из оппозиционной Народной партии (НП) решили наказать «каталонских сепаратистов» материально – по их инициативе по всей Испании началась акция «Не покупай каталонское!». Консерваторы призывают сограждан не ездить на каталонские курорты, закрыть счета в тамошних банках и даже отказаться от каталонского вина. В самой автономии эта акция вызвала бурю эмоций – лидера НП Мариано Рахойя, приехавшего на прошлой неделе в Барселону, чтобы агитировать против принятия Устава, взбешенная толпа просто закидала помидорами и вынудила бежать, прячась за спинами телохранителей. А местные политики немедленно вспомнили, что НП является наследницей фашистского режима Франко, при котором было запрещено любое упоминание о каталонском языке и культуре.

Обвинения в сепаратизме каталонцы яростно опровергают – на выходе автономии из состава Испании настаивает только малочисленная партия левых республиканцев, которая не представлена даже в местном парламенте.

Гостимир ПОПОВИЧ, политолог, член Экспертного совета при президенте Сербии, Белград:

– Хочу сразу сказать о нескольких важных моментах. Первое – в новом Уставе каталонцы впервые упомянуты как отдельная национальность. Прежде центральное правительство старательно избегало этого, утверждая, что каталонцем является любой, кто живет на этой территории. Во-вторых, сама Каталония прямо названа государством – именно это, теоретически, могут использовать сторонники полной независимости для организации нового референдума, на сей раз – об отделении от Испании. И третье – принятие Устава Каталонии, по сути, изменило государственное устройство Испании, превратив ее в гибрид конституционной монархии и федеративной республики. Дав Каталонии дополнительные права, премьер Испании Сапатеро просто выполнил свое предвыборное обещание – он не раз говорил о том, что в случае прихода к власти готов пересмотреть отношения Мадрида с автономиями в пользу последних. Однако опасаться «балканизации» и последующего развала Испании все же не стоит – пока уровень жизни в стране будет высоким, массовой поддержки идея полной независимости не получит. История покойной Югославии – лучшее тому подтверждение. Ее кровавый распад был спровоцирован в первую очередь затяжным экономическим кризисом, о самоопределении народов вспомнили гораздо позже.

"