Posted 19 апреля 2009,, 20:00

Published 19 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Плывут на север

19 апреля 2009, 20:00
В конце прошлой недели Комиссия по морскому праву ООН подтвердила обоснованность заявленных Норвегией притязаний на территории континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны. В общей сложности страна получила дополнительно пространства, соответствующие по площади Великобритании. На очереди – рассмотрение дел Рос

На 250 тыс. кв. км прежде «ничейных» участков Норвежского, Баренцева и Полярного морей Норвегия имеет теперь эксклюзивное право разработки имеющихся там подводных ресурсов. «Это поистине исторический момент для нашей страны!» – так, не скрывая энтузиазма, прокомментировал случившееся министр иностранных дел страны Йонас Гар Стере. Норвегия подала заявку в ООН в ноябре 2006 года и стала первым практически государством, решившим свои территориальные вопросы в Комиссии по морскому праву. Впереди – рассмотрение дел России, Дании и Канады. США, которые также претендуют на изрядную долю арктического «пирога», пока не ратифицировали Морскую конвенцию, но собираются это сделать, чтобы не упустить свою часть добычи. Борьба за ничейные арктические просторы, по оценке экспертов, столь же важна, как схватка за Новый Свет, начавшаяся между европейскими державами со времен открытия Америки. Геологи полагают, что под арктическими льдами может скрываться до четверти всех мировых запасов нефти и газа, не говоря уже о других полезных ископаемых.

Комиссия ООН лишь подтверждает научную правомерность притязаний той или иной страны на участки шельфа за пределами 200-мильной зоны. Эти территории должны являться продолжением признанного континентального шельфа государства. Возможные же пограничные проблемы с соседями решаются на двусторонней основе. Так, Норвегия, отодвинув на карте свои новые рубежи на север, по-прежнему не может разметить границу в восточной части Баренцева моря из-за давнего спора с нашей страной. В 1926 году Советская Россия определила границу своих арктических владений по линии долготы. В дальнейшем мировая практика отдала приоритет так называемой «средней линии», прокладку которой определяют, ориентируясь на береговую линию государства. Так было, к примеру, поделено Северное море между Великобританией, Данией и Норвегией. Конфликтная территория между Шпицбергеном и Новой Землей занимает по площади 275 тыс. кв. км.

«Линию раздела – в Гаагу», – призывают правительство норвежские эксперты, уверяя, что иным способом конфликт, над разрешением которого Осло и Москва бились с 1970 года, не урегулировать. По их мнению, премьер Енс Столтенберг должен во время своего визита в Москву в мае предложить президенту Дмитрию Медведеву передать «проблемную зону» на рассмотрение Международного суда в Гааге. Норвежские СМИ напоминают, что Владимир Путин, еще будучи президентом, пообещал во время визита в Норвегию в 2002 году тогдашнему премьеру Шелю Магне Бундевику, что спор о границе будет решен «до того момента, когда мы оба выйдем на пенсию». Пока подвижек не видно, и многие в Осло думают, что Москва вряд ли согласится передать дело о границе в Гаагу, поскольку решение суда, скорее всего, будет в пользу Норвегии.

Этот пограничный спор, как отмечают норвежские наблюдатели, показывает, как тяжело будет провести новые рубежи в Арктике даже после всего пакета решений ООН. Пересекающиеся требования о линии границ на сегодняшний день имеют Канада и Дания, а также Дания, Канада и Россия. США, даже вступив в Морскую конвенцию ООН, также, скорее всего, согласится признать лишь те границы в Арктике, которые будут выгодны Вашингтону.

"