Posted 20 января 2018,, 09:36

Published 20 января 2018,, 09:36

Modified 7 марта, 16:56

Updated 7 марта, 16:56

«Дозор-Б» — украинский военный бронеавтомобиль лёгкого класса

Расходы Украины на вооружение в 2018 году увеличатся на 37%

20 января 2018, 09:36
Фото: Zinnsoldat / wikimedia.org
«Дозор-Б» — украинский военный бронеавтомобиль лёгкого класса
Часть оборонного бюджета Украины, потраченная на закупки нового вооружения, в этом году обещает быть рекордной. Но большая часть этой суммы не достанется украинским предприятиям, будет куплено иностранное вооружение. Также неизвестно, как изменится курс гривны.

17 января Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение об увеличении на 37% расходов на закупку вооружений. Президент Украины Пётр Порошенко сообщил, что 21 млрд гривен (724,7 млн долларов) пойдёт на закупку бронетехники, ракетного вооружения и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), антиснайперской техники, а также на закупку беспилотников.

Всего военные расходы Украины в 2017 году, по официальным данным, составили 136 млрд гривен (5,1 млрд долларов). В нынешнем же году они вырастут до 165,37 млрд гривен (примерно 6,3 млрд долларов).

"Казалось бы, это лучшая новость за последние десять или двадцать лет: армия получит новые образцы вооружений, - пишет украинский сайт focus.ua. - Однако к бочке мёда примешиваются несколько ложек дёгтя.

Первая - это валютный курс, который обесценивает гривну, и никакой СНБО этому занимательному процессу не указ. От утверждения гособоронзаказа до заключения контрактов пройдёт в лучшем случае месяц, а то и два. Каким за это время будет курс гривны, не знает никто. Подозреваю, даже НБУ (Национальный банк Украины, - прим.ред.).

Вторая - деньги налогоплательщиков пойдут на усиление армии, но украинский ОПК эти средства увидит лишь издалека: в момент заключения госпосредниками контрактов на импорт оружия с зарубежными производителями. И пока ВСУ (Вооруженные силы Украины, - прим.ред.) будут укрепляться, оборонная промышленность и дальше будет хиреть.

Третья - вы заметили отсутствие крупных сделок в ОПК? За прошедшие два года не было сообщений о подписании договоров на поставку крупных или не очень крупных партий новой техники и вооружения made in Ukraine. Может, промышленность активно работает на внутренний рынок? Увы, нет.

Часть предприятий заняты ремонтом техники АТО, но эти работы касаются в основном бронетанкостроения. А по остальным направлениям не первый год наблюдается ситуация, когда поток разработок в различных сферах военного производства никак не может перейти в крупносерийное производство.

Ни армия, ни иностранные заказчики не балуют украинскую промышленность заказами. Вряд ли ситуация изменится и после эпохального решения СНБО.

Порошенко уже заявил, что долгожданные противотанковые ракеты Javelin украинская армия получит за счёт финансовой помощи США, хотя в документах Конгресса США поставки американских ПТУР проходят по статье Foreign Military sale (FMS), то есть продажа. Даже если что-то изменится, остальные позиции придётся оплачивать. Поэтому хоть оборонный бюджет на закупки военной техники стал рекордным, но украинские производители получат от него лишь небольшие "кусочки пирога".

Например, в конце 2017 года был подписан контракт на поставку радиостанций с американской фирмой Harris на $170 млн. В прошлом году эквивалентная сумма в национальной валюте называлась в пределах 4 млрд грн, но теперь, вероятно, будет больше. Помимо американских станций подписаны контракты с турецкой Aselsan на сопоставимую сумму. В Украине нет серийного производства, хотя разработки есть, их традиционно позиционируют как уникальные, и эта уникальность действительно присутствует.

Все эти шедевры существуют в единственном экземпляре, кочуя с одной выставки на другую, а их разработчики ведут многолетние войны с конкурентами за гипотетический госзаказ, который в итоге им не достанется.

Средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы, - прим.ред.), о которых говорил Порошенко, также будут иностранного производства, потому что украинское производство в лице НИИ комплексной автоматизации осталось в Донецке. В 2014–2015 годах средства радиоэлектронной борьбы уже закупали во Франции, и, вероятно, эта практика продолжится. За пределами Украины будут закупать и антиснайперские средства, и беспилотники.

Украинская промышленность получит заказы на производство ракетного вооружения и бронетехники от государства. Например, возможна давно анонсированная закупка бронированных машин "Дозор" и танков "Оплот". "Оплоты" завод им. Малышева с трудом собирает для Таиланда, контракт давно просрочен, но технику надо поставить, чтобы избежать штрафных санкций. А "Дозор" ещё не вышел из стадии опытного производства, и если заказ на машины будет сформирован, то в количестве не больше нескольких десятков единиц. Для промышленности это мизер, который не решает вопрос обновления производства или улучшения кадрового потенциала, не говоря уже о новых разработках.

К сожалению, ничего не слышно об организации производства артиллерийских боеприпасов. После пожаров на крупных арсеналах это становится актуальным. Чем стрелять оружию, закупленному для усиления украинской армии? Патронное производство осталось в Луганске. А новый завод, который анонсировал Порошенко, пока только в проекте.

Тем временем усилия ОПК направлены на восстановление средств ПВО. Если вы думаете, что не видели, чем воевали против американцев во Вьетнаме, то заблуждаетесь. Укроборонпром модернизировал ЗРК С-125 "Печора", который успешно сбивал американские "Фантомы" еще полвека назад, и на этой неделе это радостно прорекламировал.

Кстати, ещё десять лет назад МОУ проводило тендер на выбор проекта по модернизации этого комплекса, и среди трёх или четырёх предложений выбрало, как обычно, самое дорогое. Но проект так и остался проектом, хотя в 2006–2008 годах все заинтересованные стороны лихорадочно считали доходы от заказа на обновление нескольких десятков "Печор". Теперь история идёт по третьему кругу: успешно испытана модернизированная ракета, и планов громадьё... Останутся ли отечественные производители среди поставщиков Вооруженных сил Украины лет через пять? Большой вопрос".

"Согласно опубликованным данным, Вооруженные силы Украины в 2016 году смогли закупить и ввести в строй 75 единиц бронетехники. На 2017 год пришелся настоящий пик получения ВСУ новой "брони" — 212 единиц. На 2018-й запланировано получение уже всего 78 единиц...

Скорее всего, снижение количества закупок бронетехники в 2018 году объясняется тем, что число танков, БМП и БТР в ВСУ, по мнению украинских генералов, уже оказалось доведено до необходимого уровня. И это позволяет снизить объемы их закупок в пользу приобретения для ВСУ более необходимого вооружения и оборудования.

Данный вывод подтверждается и количеством модернизированной бронетехники: в 2016 году — 8, в 2017 — 32, в 2018 — всего 6. Похожая картина наблюдается в разделе закупленной для ВСУ автомобильной техники различного функционального назначения: в 2016 году — 536, в 2017 — 714, в 2018 запланировано всего 181", - отмечает сайт riafan.ru.

То есть, напрашивается вывод, что Украина в новом году делает ставку вовсе не на "танковые армады".

Резкий рост отмечается в закупках комплектов оборудования для стационарной защищенной системы обмена информации: в 2016 году — всего 811, в 2017 — уже 2091, на 2018 год запланировано закупить 9859 единиц. Также растет динамика закупок украинской армией техники ПВО: 2016 год — 14 единиц, 2017 — 18, на 2018-й запланировано 47. Эта картина полностью коррелирует и с количеством модернизируемой на Украине техники ПВО: 2016 год — 4, 2017 — 8, на 2018-й запланировано 12.

Украинский блогер Николай Чаплин описывает, как вложение средств в современные системы обмена информацией и радиоэлектронной борьбы оборачивается на практике: "противник наблюдает многократное повышение активности работы РЭБ ВСУ, что уже привело к устойчивому и постоянному перехвату всех открытых каналов связи и оперативную реакцию на снятую с них информацию. Как пример, приводятся случаи очень странной "обратки", которую все чаще демонстрируют ВСУ.

Речь идет о том, что в определенных ситуациях, противник выкатывает на огневые позиции тяжелую артиллерию с целью нанесения удара по ВСУ. Раньше это проходило в автоматическом режиме, потом стало сложнее, поскольку ВСУ стали использовать комплексы контрбатарейной борьбы, полученные из США. Пришлось менять тактику и после одного – двух залпов, переходить на новую позицию, ибо на это место прилетала "плюха". Но теперь зафиксированы случаи, когда "обратка" прилетала еще до того, как противник мог дать хоть один залп. То есть, благодаря средствам РЭБ и другим способам разведки, наши военные уже знали место, куда и когда выдвинется артиллерия противника, после чего – накрывали ее только прибывшую на огневую позицию...

Они считают, что уже закончен этап обеспечения устойчивой закрытой связью на глубину вплоть до роты, а возможно и глубже. Особенно россиян расстраивает массированный перевод на такой уровень бронетехники ВСУ. Они считают, что большинство танков уже обеспечены новыми средствами связи, в связи с чем, незлым и тихим словом вспоминают турок, которые поставляют свои радиостанции Aselsan именно для техники".

"