Posted 19 января 2016,, 21:00

Published 19 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

Помнить январь

Помнить январь

19 января 2016, 21:00
Каждый год 20 января Азербайджан вспоминает жертв военной операции, проведенной в Баку против мирного населения в 1990 году. Силовое подавление национально-освободительного движенияи политического протеста привело к массовым невинным жертвам: погибли 137 человек гражданского населения, 20 советских военнослужащих, 737

В эти дни президент Азербайджана, руководители различных конфессий, лидеры общественного мнения, простые граждане страны возлагают венки в Баку на Аллее шехидов (павших героев). Многие бакинцы ходят к могилам своих погибших родственников.

Глубина исторического события проявляется в том, как воспринимают его обыватели. Если спросить прохожего в Баку, чем для него является 20 января, многие искренне назовут это ключевым этапом рождения национального самоопределения нового Азербайджана. Хотя фактическая независимость пришла по времени позже, а надлом советского толерантного мировосприятия произошел раньше – в результате карабахского конфликта, но именно после 20 января советская страница истории была для большинства азербайджанцев перевернута окончательно.

Не случайно это событие называют «черными днями». Они, к сожалению, оставили депрессивную минорную ноту в достаточно ярком и новаторском по духу периоде общего советского дома двадцатого века...

Двадцать шесть лет назад во всем постсоветском пространстве появилась и вышла на арену публичная политика, вышедшая из-под контроля компартии – пожалуй, это главное явление, знаменовавшее распад Советского Союза. То была гремучая смесь народной демократии, жаждущей «всего сразу», националистического ренессанса и попыток контроля исполнительной вертикали методами спецслужб. Деморализация советских органов власти на фоне организованных политических акций, подогреваемых карабахским конфликтом, привела в Азербайджане к многочисленным локальным беспорядкам.

Как могла реагировать центральная власть? Постфактум можно привести массу альтернативных сценариев в правовом поле советской системы. Но в итоге советские власти не нашли ничего лучшего, кроме как бросить регулярные армейские части на улицы большого города, именно на массовое подавление политического конфликта, нежели точечно работать по отдельным вспышкам.

Сегодня бакинские события 20 января имеют несколько измерений. Для азербайджанцев из горнила трагедии 1990 года родился новый Баку – в новом социальном измерении. Жители столицы вынесли урок: этого не должно повториться в их городе, в их стране. Новый город с небоскребами, офисами всемирно известных компаний, банками, магазинами и плотным уличным трафиком оттолкнулся в своем развитии от переосмысленного советского наследия. Вспоминая 20 января, все понимают, что власть не может допустить повторения этого опыта в отношении своего народа. Жизнь во всех ее проявлениях, индивидуальные права человека – все это ценится в Азербайджане как высшее достояние, его не может переехать танк или тоталитарная машина.

Для историков и политиков – тоже свой урок. Бакинские события открыли путь независимости для советских республик. Пролитая кровь перестроечных лет в нескольких национальных столицах империи теперь осознается как ключевая пружина в распаде Советского Союза, воспринимается постсоветскими элитами как морально-политическое основание в создании новых национальных государств.

Но прошло двадцать шесть лет, и схожие события 20 января 1990 года в Азербайджане, 13 января 1991 года в Вильнюсе, 9 апреля 1989 года в Тбилиси отмечают совсем не похожие одно на другое государства. В отличие от других собратьев по роковому опыту, Баку не пытается вести политику «око за око». О чем речь – понятно. Достаточно вспомнить попытки прибалтийских республик выставить Москве счет за понесенные «потери» в составе Советского Союза, многочисленные пропагандистские заявления и обращения в российские структуры власти с требованием наказать виновных. Да, с точки зрения официального Баку виновные должны быть персонально определены и понести наказание. Но предъявлять политические претензии и «сводные калькуляции» – совсем не та внешнеполитическая цель, которую ставит Азербайджан в отношениях с братской Россией. История и современность влияют друг на друга, но это уже несовпадающие реальности.

Для современной России «черный январь» в Баку тоже имеет определенную поучительную роль. 4 февраля 1990 года от Крымского моста до ныне Манежной площади прошла демократическая колонна численностью до полумиллиона человек. Требования отменить монополию КПСС, заключить новый Союзный договор, принять новый закон о печати звучали у самых стен Кремля, однако осуществить кровавый разгон в Москве силовики не решились. Вспомним 18–19 августа 1991 года: получив негативный опыт имперского подавления на окраинах, советская власть уже не обладала политической волей для подобной реакции в столице.

20 января как момент разрыва ткани советского социального пространства определило нам новые стартовые позиции и поставило вопрос: готовы ли мы быть вместе на новых условиях? Мы прочертили территориальную границу, живем теперь в разных государствах, подчинены разным национальным ритмам. Все это – эволюционное следствие историко-политического рубикона 20 января, ставшего своего рода демаркационной линией в истории наших стран.

Но в разности мы нашли совпадения. Россия и Азербайджан строят взаимовыгодные, по-настоящему партнерские отношения. Мы без принуждения сверху осваиваем новые гуманитарные проекты, развиваем совместные идеи модернизации, на равных торгуем на внешних рынках и между собой. Мы по-прежнему живем вместе: посмотрите на численность российских азербайджанцев и их роль в жизни современной России и, наоборот, положение русских и самое теплое отношение к ним в Азербайджане. Сегодня мы двигаемся к более глубокому пониманию друг друга, следовательно, к менее конфликтным оценкам, к выработке ясного, без официальных комментариев и негатива, ритуала памяти общей истории.

Автор – политолог, заместитель генерального директора Центра изучения стран СНГ ИАЦ МГУ

"